Войти в почту

«Беру телефон и... Такая фигня получается!»: калининградский фотограф рассказал, почему снимает только на плёнку

Георгий Еремин входит в число тех немногих фотографов, кто и в XXI веке снимает исключительно на плёнку. Таких экспертов по работе с «аналогом» единицы не только в Калининграде, но и во всей России. Энтузиаст поделился с корреспондентом «Клопс» тонкостями работы и тем, как он чувствует «этот винтажный формат».

«Беру телефон и... Такая фигня получается!»: калининградский фотограф рассказал, почему снимает только на плёнку
© Клопс.Ru

«Я ничего не имею против цифры. Я не аналоговый наци. Просто мой инструмент, лично мой, — это плёнка. Я снимаю на плёнку. Я её чувствую», — делится Георгий. Для него классическая фотография — не просто создание изображения, а трудоёмкий процесс, который даёт соразмерные вложениям плоды.

Домашняя фотолаборатория

«Если вы ожидали увидеть даркрум с красными фонарями, то здесь этого нет!» — шутит Георгий. И правда, в его домашней лаборатории всё по последнему слову техники. Вместо ванной со специальным освещением — чёрный «рукав»: так можно заправить плёнку в бачок для проявки даже при ярком солнце. На столе сканер размером с обычный принтер, который при этом выдаёт максимальное качество изображения. Под столом — бутыли с реактивами, как признаётся сам фотограф, «купленные в магазине товаров для самогоноварения». И, конечно же, обширная коллекция винтажной фототехники.

Но самое интересное — в холодильнике! С продуктами здесь соседствует целая полка кассет ещё не отснятой плёнки. Оказывается, такие условия хранения для неё наиболее благоприятны. А в месяц Георгий успевает отснять 12-13 катушек.

В планах у фотографа — открыть собственную настоящую лабораторию по проявке. Но не ставить работу предприятия на поток, а бережно и индивидуально сотрудничать с каждым клиентом.

Фотография как художественное произведение

В последние несколько лет плёночная фотография переживает новый расцвет. Кто-то покупает плёночные мыльницы, которые подорожали в несколько раз из-за высокого спроса, кто-то раскапывает дедушкины чердаки в поисках «Зенита» или ФЭДа.

Такой ажиотаж профессионалам вполне понятен. Те, для кого фотография — вид искусства, вряд ли будут спорить, что картинка с телефона не может сравниться с ламповым кадром аналоговой камеры.

«Мне важна сама фотография как художественное произведение, — подмечает Еремин. — Многие мои коллеги концентрируются на технических особенностях аналоговой фотографии. Для меня же главное — содержание. Ты просто видишь кадр и чувствуешь, что должен этот кадр запечатлеть».

«Фотоаппарат у меня всегда с собой»

Недавно Георгий вернулся из поездки в Санкт-Петербург, где он пробыл месяц. На вопрос «брали ли с собой фотоаппарат?» — улыбается. Брал. И даже не один.

«Куда бы я ни ехал, у меня всегда с собой в кармане куртки есть ещё «мылка» для введения дневника. Беру «Искру» формата шесть на шесть. Она действительно компактная. И поскольку я всё-таки всю технику вожу в ручной клади, вопрос веса стоит. Я, конечно, взял бы с собой «Киев-6С». Но он же, зараза, тяжёлый! По той же причине нечасто беру в поездки мою любимую Фуджи GW690 Mark II. Это моя основная рабочая камера».

Путь к «аналогу»

Георгий по первому образованию — историк и филолог. По второму — магистр по экономике, даже защитил кандидатскую в этой сфере. К своей теперешней профессии, по его словам, «не приходил». Плёночная фотография была с ним с самого детства. В семье всегда были камеры.

«Родители мне подарили «Смену 8М». От одного из родственников я получил фотоувеличитель, кюветы и всякое такое», — вспоминает Георгий.

«Плёночному» фотографу бывает даже несколько непривычно делать кадры с помощью обычных гаджетов.

Просят: а снимите нас, пожалуйста, на телефон. Я беру и... Чёрт, как? Что? Такая фигня получается, как правило.

У жены очень много смешных снимков, сделанных мною, когда она просила меня её снять. Ну, как бы хэштег «Мой муж фотограф». Конечно, лажа страшная!»

Зато с плёнкой он в полной мере на ты. По мнению Георгия, проявлять её нужно только самостоятельно. Ведь так ты контролируешь весь процесс и получаешь максимально приближенный к желаемому результат.

«Мой брат немец»

По большей части Георгий публикует свои разнообразные работы. Зарисовки с улиц, репортажные кадры, портреты. Но иногда жизнь преподносит необычные «подарки судьбы», мимо которых пройти невозможно.

Летом этого года фотограф купил на блошином рынке коробку потрёпанных негативов 50-х годов. Так родился проект «Мой брат немец». Много плёнок было испорчено, но уже сейчас Георгию удалось восстановить серию фотографий, сделанных в Западной Германии в середине прошлого века. Кадры 70-летней давности он публикует в своём телеграм-канале «Зерновая культура».

По словам Георгия, до сих пор ненапечатанным осталось ещё некоторое количество кадров. В свободное время фотограф делает их отбор.

«Там есть какие-то совершенно невероятные фото. Люди вроде снимали какие-то радостные события... — рассказывает Еремин.

Но при этом фото сделаны какие-то такие, знаете, то ли с фигой в кармане, то ли, не знаю, с каким-то подспудным смыслом.

Они, конечно, все в ужасном состоянии, то есть они хранились в совершенно неподобающих условиях. Они все поцарапанные».

По мере сил Георгий старался подправить, отретушировать старинные снимки. Когда все негативы будут отсканированы, он планирует выпустить небольшой альбом.

Подрастающее поколение

Дочь Георгия, несмотря на юный возраст, — 31-го декабря ей исполнится 7, — уже идёт по стопам отца и отсняла несколько плёнок на мыльницу.

«Такие очень ломографические (ломогра́фия — жанр фото, ставящий целью запечатлеть жизнь во всех её проявлениях — ред.) получились снимки, — говорит Георгий. — Когда дочь стала фотографировать, она была совсем маленькая. Было желание посмотреть сразу, что вышло! Если честно, долго пришлось объяснять, какие этапы нужно пройти, чтобы получить картинку».

Георгий искренне надеется, что готовит новое поколение фотографов, которые будут так же бережно, как и он, относиться к плёночному формату. А благодаря новым лабораториям и популяризации этой темы, возможно, нас ожидает ещё один плёночный бум.

В начале июня в Зеленоградске появился новый мурал, отсылающий сюжетом к известному мему «У меня лапки». Угадать автора уже не сложно: творческий почерк Кирилла Гейнца знаком жителям области более чем по 15 000 квадратных метров граффити.