"Пилот любой погоды". К 125-летию летчика Михаила Водопьянова

Беседа с Марией Юрьевной Водопьяновой состоялась в Музее техники Вадима Задорожного близ села Архангельское Московской области. С апреля этого года в музее проходит выставка "Первые Герои Советского Союза" в честь 90-летия спасения челюскинцев и учреждения звания Героя Советского Союза. Первая часть выставки посвящается Героям Советского Союза Михаилу Громову, Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову. Вторая часть полностью посвящена советским летчикам, спасшим участников экспедиции с затонувшего парохода "Челюскин".

"Пилот любой погоды". К 125-летию летчика Михаила Водопьянова
© ТАСС

За успешную эвакуацию 104 человек впервые в истории страны семь летчиков — Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Василий Молоков, Сигизмунд Леваневский, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнев и Иван Доронин — были удостоены звания Героев Советского Союза. Михаилу Водопьянову 4 ноября 1939 года была вручена медаль "Золотая звезда" №6.

"Дорога летчиков из Владивостока в Москву была дорогой цветов. И кадры смотришь, поражаешься: представляете, какой это долгий путь? А люди стояли с цветами, с едой вдоль всего железнодорожного пути. Как вспоминал дедушка, на одной маленькой станции бежала старушка с кулечком и кричит: "Детки, что же вы не остановились? А я вам пирогов напекла!" Люди так хотели отблагодарить летчиков, что закидывали им в машины даже ковры", — рассказывает Водопьянова.

Специально для выставки члены семей знаменитых летчиков-полярников передали музею документы и личные вещи Героев — документы, книги, награды. В их числе — китель Михаила Водопьянова, его миниатюрный портрет в лучших традициях Палеха, а также настольная лампа, которая многие годы украшала рабочий стол летчика. "Идея организации этой замечательной выставки возникла у руководителя и основателя музея Вадима Николаевича Задорожного при нашей встрече с Марией Водопьяновой. Коллективно мы за три месяца осуществили этот проект. Наш музей подружился с потомками участников операции по спасению челюскинцев. Мы побывали в каждой из семей и собрали уникальные предметы, а также личные вещи Героев. Обратите внимание, что у каждой семьи хоть один предмет для выставки, да нашелся. В том числе в экспозиции представлены бумаги Героя №1 Анатолия Ляпидевского, который вывез из ледового плена 10 женщин и 2 детей", — рассказывает историк русской авиации, заместитель директора музея Марат Хайрулин.

По словам Марии Водопьяновой, идея организации выставки о первых Героях Советского Союза стала большим подарком для их близких. "Это удивительный подарок всем нам. И конечно, с огромным удовольствием мы все стали собирать из каждой семьи какие-то вещи, материалы. В частности, военная форма Михаила Васильевича, представленная в экспозиции, — мне подарила ее младшая дочь [Водопьянова], Наталья Михайловна Рузайкина. И я счастлива, что эта вещь у меня есть, потому что ее можно показывать в разных экспозициях", — говорит внучка летчика.

Спасение челюскинцев

Уникальная операция длилась два месяца и за ней следил весь мир. 13 февраля 1934 года "Челюскин", к тому времени дрейфовавший в Чукотском море вместе с экипажем почти пять месяцев, был раздавлен льдами. В течение двух часов корабль затонул. На льду оказались 104 человека. Челюскинцы под предводительством знаменитого исследователя Севера, руководителя арктической экспедиции на ледоколе "Челюскин" Отто Шмидта явили небывалое мужество. Члены экипажа успели транспортировать запасы продовольствия с терпящего бедствие судна на дрейфующую льдину и организовали из спасенных материалов временный лагерь в условиях полярной зимы. Следующие месяцы челюскинцы провели в ледяном плену в ожидании помощи, при этом умудряясь не терять присутствия духа: организовали пекарню, выпускали стенгазету под названием "Не сдадимся!", проводили собрания, вели научные наблюдения, а Шмидт читал лекции по философии, истории, психоанализу, поэзии и музыке.

О случившемся в Арктике мир узнал на следующий день после гибели судна. 14 февраля радисту Эрнсту Кренкелю удалось установить радиосвязь и сообщить о случившемся в Москву. Двумя днями позже специальная правительственная комиссия по спасению челюскинцев приняла решение об организации спасательной экспедиции с участием самолетов. Операция проходила в сложных метеорологических условиях, в ней было задействовано огромное количество человек. Первые 10 женщин и 2 детей были эвакуированы летчиком Анатолием Ляпидевским 5 марта. Последние же из оставшихся челюскинцев были вывезены из лагеря Василием Молоковым 13 апреля.

Изначально Михаил Водопьянов не должен был войти в состав группы, направленной для эвакуации потерпевшего бедствие экипажа. Предполагалось, что он будет отправлен для спасения тюльбойцов — охотников на тюленей, терпящих бедствие. Однако летчик принял твердое решение добиться отправки в Арктику для спасения челюскинцев. Ему позвонили из Кремля и велели приехать. Из Кремля Водопьянов вышел уже участником спасательной экспедиции. "И на мою долю выпало огромное счастье полететь спасать челюскинцев", — так говорит летчик на одной из архивных звукозаписей.

Военный историк вспомнил строки, посвященные подвигу одного из первых Героев Советского Союза: "В снегах голубых не найти океана, но принято радио Прагой и Номом, что снизился в полдень пилот Водопьянов на льдину невидимого аэродрома". "Для подготовки к эвакуации люди несколько дней расчищали ледяные торосы. Потому что если, не дай бог, будет какая-то трещина, у самолета сломается шасси, и пилот тоже может погибнуть или остаться со сломанным самолетом и обреченными людьми. Это было мужество невероятное — в снегах, практически без всяких приборов, найти место стоянки людей, загрузить их в двухместный самолет и вернуться обратно. Все участники экспедиции — настоящие герои", — говорит Хайрулин.

В своей книге "Полярный летчик" Водопьянов писал: "Меня считали "пилотом любой погоды". Вся его жизнь была связана с полетами. С 1925 года Водопьянов работал авиационным мотористом, далее — бортмехаником, выполнял задачи под руководством известного летчика и авиаинженера Харитона Славороссова. В январе 1930 года летчик на самолете Junkers F.13 совершил беспосадочный перелет по маршруту Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине протяженностью 1 130 км, который носит название "Трасса героев".

Незадолго до участия в челюскинской эпопее летчик попал в страшную аварию и выжил лишь чудом: зимой 1933 года самолет Водопьянова потерпел крушение в ходе испытательного перелета на Камчатку. Летчик получил многочисленные травмы — только на голову было наложено 36 швов — и полгода провел в госпитале. "Дедушка вообще был очень везучий человек. Он сам об этом говорил, что везучий, а в переделках бывал много. И смог восстановиться, потому что у него было богатырское здоровье. И для него было огромным счастьем полететь на спасение челюскинцев. Вот представляете, как люди, зная, что это трудно, очень опасно, как они искренне хотели спасти людей, спасти человеческие жизни", — вспоминает Мария Водопьянова.

В годы Великой Отечественной войны именно Водопьянову была поручена важная миссия — ночные налеты на Берлин. 10 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом поднялись 10 бомбардировщиков, которые должны были сбросить 10 т бомб на вражескую столицу. Задача была успешно выполнена, но на обратном пути самолет Водопьянова ТБ-7 был подбит и совершил вынужденную посадку в Эстонии, оккупированной гитлеровцами. Однако экипаж смог прорваться к своим через линию фронта.

После войны в 1948–1950 годах летчик участвовал в военных высокоширотных экспедициях "Северный полюс" "СП-1" и "СП-2".

"Он был любим народом"

Мария Дмитриевна Водопьянова, супруга Михаила Водопьянова, поддерживала летчика всегда и во всем. У них была удивительная история первого знакомства. Однажды Водопьянов шел с аэродрома и увидел в хорошо знакомом ему киоске девушку. Лавкой владел ее дядя и попросил племянницу его подменить. Летчик наклонился и говорит: "Ты кто?" "А Маша испугалась большого Водопьянова и дрожащим голосом отвечает: "Я Маша". Он еще раз наклонился и сказал: "Ты будешь моей женой". И действительно, сделал ей предложение, и они венчались", — говорит внучка летчика, которую и саму назвали Машей в честь Марии Дмитриевны.

В 1925 году у супругов родился первый сын, Владимир, а всего у пары было пятеро детей. Супруги жили в районе стадиона "Динамо" и Петровского парка. Пролетая над домом в сторону аэродрома, Водопьянов чуть качал корпус самолета. Это у них с Марией Дмитриевной был такой условный знак, который означал, что скоро летчик вернется домой. "И бабушка шла ставить борщ на плиту. Конечно, все вы знаете песню, где есть слова "качну серебряным тебе крылом". И знаете, что меня поражает в бабушке? Ведь какой надо иметь стержень, какое терпение, чтобы каждый раз провожать человека в дальние, совершенно неизведанные полеты и ждать его, ждать, ждать", — вспоминает Мария Юрьевна.

Летчик был добрым человеком и очень любил людей, очень многим помогал. Кто-то просил Водопьянова помочь устроить сына в авиашколу, иногда даже писали из мест заключения. И всем он старался помогать, на каждое письмо находил время ответить. Дети летчика ему с этим помогали.

Песец и два медвежонка

Внучка знаменитого летчика является хранителем памяти и до сих пор собирает биографические факты о Михаиле Водопьянове. Сбор материалов о нем, которые бережно хранились в семье, начало еще старшее поколение — тети и дяди Марии Юрьевны. Мария Водопьянова признается, что по прошествии стольких десятков лет жизнь до сих пор преподносит ей удивительные сюрпризы: открываются новые, доселе неизвестные подробности из жизни прославленного авиатора. "Казалось бы, со дня его смерти прошло столько лет, но люди до сих пор звонят с какой-то интересной информацией, появляются какие-то вещи, документы. И все это очень интересно", — говорит она.

Прославленный летчик, несмотря на чрезвычайную занятость, написал множество замечательных книг. В их числе — знаменитое произведение "Полярный летчик", которым зачитывались многие поколения мальчишек, а также еще одно любимое детьми и подростками произведение "Штурман Фрося".

Однажды летчик привез из очередной командировки живого песца. Его назвали Тяпка. Привезенный с Севера белоснежный зверек быстро превратился в серого лиса, которому было очень неуютно в городской квартире. В итоге северный гость был пристроен в школьный живой уголок. Этой истории Водопьянов посвятил книгу "Как Тяпка попал в школу". Летчик часто привозил животных с Севера. Был еще один запоминающийся случай. "Бабушка открыла дверь, а Михаил Васильевич стоит, а на руках у него сидят два медвежонка. Бабушка сказала: "Ни за что". И закрыла дверь", — рассказывает Водопьянова. Пришлось отдать животных в зоопарк.

К 70-летию Михаила Водопьянова проводился торжественный прием в Центральном доме литераторов. Но был и более уютный домашний вечер — для самых близких. Однако желающих прийти поздравить летчика с юбилеем было множество — столы были накрыты в каждой из комнат пятикомнатной квартиры. Мария Водопьянова, которая на тот момент была маленькой девочкой, до сих пор помнит торт, приготовленный специально для авиатора: "Его ввезли на подставке на колесиках. На торте был изображен лагерь челюскинцев и стояли самолетики. Все это было съедобно. А из угла шел белый медведь".

Екатерина Адамова