«Это не он! Не может быть!» Как сын врача из Африки стал первым темнокожим, пожизненно осужденным в России

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых необычных делах пожизненно осужденных в России. Пожизненный срок в стране отбывают больше тысячи заключенных: в основном это маньяки и террористы, но есть среди них осужденные, чьи истории по-своему уникальны. В прошлый раз речь шла о неонацисте Льве Молоткове, который получил пожизненный срок, не совершив ни одного убийства. Сегодня наш рассказ — про жестоко расправившегося с семьей из Дагестана Игоря Булака, сына африканского врача. Его история примечательна тем, что Булака вычислили благодаря популярному телепроекту «Дом-2». А еще сегодня он единственный темнокожий, пожизненно осужденный в России.

«Это не он! Не может быть!» Как сын врача из Африки стал первым темнокожим, пожизненно осужденным в России
© Lenta.ru

Ночь на 11 августа 2005 года, окраина села Троицкое (Воронежская область). В окнах дома водителя местного колхоза Рустама Керимова темно — и ничто не нарушает тишины. Неожиданно через забор перемахивает незнакомец и, стараясь не шуметь, движется к дому. Почуяв его, из будки выскакивает большая собака, помесь дворняги и овчарки.

«Я начал успокаивать собаку, а потом ударил ее ножом. Она спряталась в будку и замолчала», — расскажет позже Игорь Булак, незваный гость дома Керимовых. Считаные минуты спустя он совершит преступление, которое потрясет регион и обернется для него пожизненным сроком в колонии «Полярная сова».

***

Игорь Булак родился 1 апреля 1983 года в Минске. Его мать Наталья (в девичестве Булак) училась в городском медвузе, где познакомилась со студентом из Конго (по другим данным — из Кении) Оссере Була Жаном Рене. Между ними вспыхнул роман, и через некоторое время Наталья родила сына-мулата.

Родители Натальи были категорически против ее отношений с африканцем. В итоге они рассталась, и Рене уехал на родину, где его не стало пару лет спустя. Судьба Натальи также сложилась драматически: родители фактически выгнали ее на улицу вместе с внуком, оставив безо всякой поддержки. Ей пришлось бросить вуз и буквально выживать.

Молодую женщину спас новый знакомый — житель села Троицкое (Воронежская область), который полюбил Наталью, женился на ней и забрал к себе вместе с сыном. Правда, в селе юному мулату пришлось нелегко: он подвергался насмешкам со стороны сверстников, его не принимали в компании и обижали в школе.

Когда Игорю исполнилось десять лет, мать развелась с отчимом, и они вдвоем переехали в соседнее село Новосильское. Там мальчик пошел в новую школу, но учился плохо и даже остался на второй год в пятом классе. После школы он никуда не поступил, а службы в армии избежал из-за плоскостопия.

Чтобы помочь матери, которая трудилась медсестрой в местном фельдшерско-акушерском пункте, Игорь шел на случайные заработки — помогал соседям строить сараи или таскать тяжести. Но такой труд его не устраивал, и в начале нулевых Булак не нашел ничего лучше, как обокрасть сельский магазин.

За это он получил первую судимость — год условно, но выводов не сделал и вскоре похитил аккумулятор из соседского автомобиля, а затем продал его.

Сосед быстро вычислил вора, но Наталья уговорила его не заявлять в милицию на сына, отдав за это почти все деньги, которые у нее были

Однако и после этого Булак продолжил воровать: однажды ночью он проник в дом односельчан, почти ничего оттуда не вынес, но остался очень доволен тем, что ушел незамеченным. Этот фактор сыграл с ним злую шутку: он поверил в свою безнаказанность и решил пойти на крупное преступление — обокрасть кого-то из зажиточных селян.

Чужак в окне

Понимая, что в Новосильском его вычислят очень быстро, Булак решил действовать в Троицком — селе, где он провел свое детство. Его целью стал дом водителя колхоза Рустама Керимова — во-первых, из-за его удачного расположения.

Дом стоял на отшибе, рядом только школа — свидетелей никаких Александр Максимов в 2005 году — начальник криминальной милиции Семилукского РОВД

Во-вторых, семья считалась в Троицком зажиточной. Керимов перевез жену и детей в Воронежскую область из Дагестана в 2000 году. Сам устроился водителем в колхоз и занимался перевозкой грузов на «КамАЗе», а жена Асли открыла в селе небольшой магазинчик «Аннушка» и сама работала там продавцом.

Отличная женщина, добрая, вежливая. Мы как-то с ней подружились, я ходила к ней, помогала, с детьми сидела, когда они за товаром уезжали. Она мне всегда доверяла Валентина Федечкина соседка Керимовых

Селяне любили Керимовых: они были непьющей, работящей семьей и нежадными людьми — Асли часто отпускала продукты в долг. У супругов подрастали двое сыновей, которые летом часто гостили у родственников в Дагестане. Но летом 2005 года младший из них был с родителями.

Игорь Булак пришел к дому Керимовых в ночь на 11 августа 2005 года — речь об этом шла в начале статьи. Расправившись с собакой, преступник обошел дом по периметру и увидел, что в одной из комнат открыта форточка. Натянув на руки медицинские перчатки, которые он стащил у матери, Булак аккуратно распахнул окно и забрался внутрь.

Комната оказалась детской, освещенной ночником — там спал восьмилетний сын Керимова. Сняв обувь, чтобы не шуметь, преступник отправился на поиски ценностей. Его внимание привлекли лежавший в гостиной фотоаппарат и пара наручных часов. Но этого Булаку было мало, поэтому он решил обыскать комнату, где спали 39-летний хозяин дома и его 33-летняя жена.

«Первый удар я нанес в спальне»

В спальне Булак заметил мобильный телефон, который лежал на тумбочке со стороны, где спала Асли. Когда он потянулся за телефоном, женщина на свою беду проснулась и своим криком разбудила мужа. Шокированный Рустам вскочил и попытался дать отпор незваному гостю, но тот схватился за нож.

Первый удар я нанес в спальне мужчине — ножом в плечо. Он отшатнулся. Я оставался на месте. Потом мужчина опять на меня кинулся, я нанес удар, но так получилось, что промахнулся и нанес себе ранение в правую ногу. Я нанес еще один удар мужчине в область правого глаза. После чего он как-то отошел то ли в зал, то ли остался в прихожей из показаний Игоря Булака

По словам Романа Бруданина, в 2005 году — старшего следователя Воронежской прокуратуры, всего Булак нанес Керимову 17 ножевых ранений. Рустам «буквально на карачках» пополз в спальню к сыну, чтобы разбудить его и дать возможность спастись, но в детской потерял сознание.

Его жена Асли пыталась убежать, но Булак настиг женщину в прихожей и нанес ей ножевые ранения в спину и бок, ставшие летальными. После этого преступник отправился в детскую, где в ужасе от происходящего замер в своей кровати сын Керимовых. Позже на допросе Булак скажет: он не стал оставлять ребенка в живых как лишнего свидетеля.

Когда мальчик начал извиваться под одеялом, уже не видя, куда наносить удары, Булак откинул одеяло и нанес ему еще три удара, два из которых были сквозными. Он наколол ребенка на нож, как бабочку Роман Бруданин в 2005 году — старший следователь Воронежской прокуратуры

Расправившись с мальчиком и двумя ударами ножа добив Рустама, Булак вновь отправился на поиски добычи: он обшарил весь дом, но так и не нашел пакет, в котором лежали 32 тысячи рублей. Тогда раздосадованный преступник, помимо фотоаппарата и часов, забрал дрель, видеоплеер с кассетами, еду, одежду, телефоны Керимовых, а также борсетку Рустама.

С этой добычей Игорь Булак поспешил покинуть место преступления. Ее общая стоимость едва превышала десять тысяч рублей.

«Все кругом было залито кровью»

Тела брата и членов его семьи на следующий день нашел Ахмед Керимов. В то страшное утро он должен был работать в поле, но ночью прошел сильный ливень с градом, и начальник отпустил Ахмеда, сказав, что ждет его после обеда. Тот решил не терять времени даром и поменять одно из колес своего «КамАЗа» — запаску он хранил у Рустама.

Что случилась беда, Ахмед понял, как только увидел во дворе брата раненую собаку. Первым он нашел тело Асли, а следом — Рустама и своего маленького племянника. Картина преступления шокировала даже видавших многое местных оперативников.

Зашли в дом и охнули: все кругом залито кровью — мужчине нанесли 17 ударов ножом, его жене — десять, ребенку — четыре. Удары ножом наносились хаотично, их было слишком много Александр Максимов в 2005 году — начальник криминальной милиции Семилукского РОВД

По горячим следам преступника задержать не удалось: обнаружить направление, в котором он сбежал, пыталась служебная собака, но ночью прошел сильный ливень, и она вскоре потеряла след. Между тем во дворе у входа на веранду следователи нашли порванную медицинскую перчатку, а в одной из комнат — кровавый след стопы.

Кроме того, на дверном косяке остались отпечатки пальцев, не принадлежавшие ни одному из членов семьи Керимовых. Но в базах данных схожих отпечатков не нашлось. Вскоре расследование резонансного дела взяло под контроль Главное управление МВД России.

Возмездия для преступника требовала и этническая дагестанская диаспора: ее представители приходили в отделение милиции каждый день, требуя, чтобы злодея нашли как можно скорее. К слову, одной из первых следователи стали рассматривать версию о кровной мести семье Рустама Керимова.

Люди приехали из Дагестана относительно недавно. Что у них могло случиться на родине и почему они сорвались с насиженных мест, одному Богу известно Александр Максимов в 2005 году — начальник криминальной милиции Семилукского РОВД

Зацепка в «Доме-2»

Несмотря на предположения следствия, близкие и знакомые семьи Керимовых в один голос утверждали, что врагов у тех не было. Да и характер ранений указывал на то, что ни о какой холодной мести речи не шло — скорее, действовал психически неуравновешенный и очень жестокий человек, способный расправиться с маленьким ребенком.

Тогда следователи навели справки в преступном мире, но там лишь пожали плечами, предположив, что такую резню мог устроить разве что наркоман

Параллельно они изучали в газетах все объявления о продаже техники и сами размещали их, предлагая купить фотоаппарат и видеоплеер, однако выйти на след преступника это не помогло.

Булак тем временем готовился к бегству в Минск и позвонил живущим там родственникам с одного из телефонов, похищенных в доме Керимовых. А другой, весьма неожиданный звонок преступник сделал в Москву, а точнее — в редакцию популярного телепроекта «Дом-2».

Булак всерьез размышлял о том, чтобы отправиться на ТВ за славой, а заодно найти свою любовь. Однако этот звонок перехватили семилукские следователи, которые как раз ждали такой оплошности со стороны злоумышленника.

Мы связались со съемочной группой программы «Дом-2», где нам рассказали, что звонивший представился Игорем, заявил, что хочет участвовать в проекте. Так появилась зацепка Александр Максимов в 2005 году — начальник криминальной милиции Семилукского РОВД

Анализ голоса звонившего показал, что он принадлежал мужчине 19-25 лет, малообразованному, с большей долей вероятности проживающему в сельской местности: подозреваемый не знал, что такое автоответчик, и пытался разговаривать с ним как с живым собеседником. Следователи догадались, что он будет звонить снова, и решили пополнять баланс его телефона.

А работников ТВ они попросили в случае следующего звонка от Игоря попытаться узнать, где он живет. Параллельно началась проверка всех мужчин с именем Игорь в окрестностях села Троицкое. Но проверка нескольких десятков человек не дала результатов.

«Это не он!»

После долгого ожидания следователи начали было отчаиваться, но тут из редакции «Дома-2» сообщили — Игорь вновь вышел на связь и рассказал, что живет в селе Новосильское в семи километрах от Троицкого. Не медля ни минуты 22 августа 2005 года оперативники выдвинулись на место.

О том, что в Новосильском вместе с матерью живет некий Игорь Булак, следователям сообщила всезнающая продавщица сельского магазина — она же указала на его дом. В тот момент он как раз упаковывал сумки и собирался в дорогу, но при задержании даже не пытался оказывать сопротивления, в то же время не признав вину.

Мать же нервничала. А когда мы в куче дров нашли ворованные телефоны и видеоплеер, пропавшие с места преступления, она просто взвыла. Билась в истерике целых три часа, пока шел обыск, и все повторяла: «Это не он! Не может быть!» Александр Максимов в 2005 году — начальник криминальной милиции Семилукского РОВД

Мать и сына отправили в СИЗО, но Наталью вскоре отпустили — быстро выяснилось, что она непричастна к разбою. Женщина сообщила следователям, что нашла в мусоре окровавленные вещи, но не стала ничего спрашивать у сына, а просто сожгла их. Сам же Булак отпирался недолго — и вскоре начал давать признательные показания.

Он в подробностях рассказал, как расправлялся с семьей Керимовых, особо не раскаивался в содеянном, много шутил, а в своем последнем слове попросил для себя максимально суровый приговор.

Назначьте мне наивысшую меру наказания, так как свое освобождение я считаю бессмысленным и недостойным Игорь Булак

Суд удовлетворил просьбу обвиняемого: 5 апреля 2006 года он был приговорен к пожизненному лишению свободы в исправительной колонии особого режима. Обжаловать приговор его защита не стала.

***

Сегодня свой срок Игорь Булак отбывает в колонии «Полярная сова» в поселке Харп за полярным кругом. Он — единственный темнокожий, пожизненно осужденный в России.

Его мать Наталья даже не была на суде над сыном: боясь мести родственников семьи Керимовых, она продала свой дом и уехала к родным в Минск. Правда, в Белоруссии она так и не прижилась и два года спустя вернулась назад в Воронежскую область. Там она вновь стала работать медсестрой и заявила, что не верит в виновность сына.

Выгодно было кому-то на него все повесить. Может, пригрозили, что меня убьют, если он не возьмет все на себя Наталья Язвицкая мать Игоря Булака