Зигмунд Фрейд и Лев Троцкий: что их связывало

Лев Троцкий был человеком увлекающимся. Когда вождь красных обладал властью и влиянием, все его увлечения приобретали государственный размах. Так, еще до Октябрьской революции, побывав в Вене, Троцкий заинтересовался психоаналитической теорией Фрейда. С этого момента у Льва Давидовича помимо мирового капитала появился еще один враг – Эдипов комплекс, который Зигмундом Фрейдом считался корнем всего зла и основой всех невротических заболеваний.

Зигмунд Фрейд и Лев Троцкий: что их связывало
© Русская семерка

А как может победить мировая революция во главе с революционерами-невротиками?

В результате после прихода к власти большевиков Советская Россия стала настоящим полигоном для психоаналитических экспериментов. По всей стране открывались детские интернаты, в которых психологи-экспериментаторы занимались «свободным половым развитием детей».

В 1921 году с благословения Троцкого и Фрейда был учрежден знаменитый Детский дом-лаборатория «Международная солидарность», целью которого было создание «нового человека».

Честь получить такое продвинутое образование первоначально выпала детям большевистской номенклатуры (к примеру, здесь поначалу учился сын Сталина Василий).

Главным условием работы с детьми было абсолютное исключение из воспитательного процесса их родителей. Правда, родственные чувства высокопоставленных родителей все же возобладали, и в 1925 году Дом ребенка был закрыт с формулировкой «неудавшийся эксперимент».

Исаак Дойчер, автор трехтомной биографии Троцкого, писал: «Троцкий занимался вопросами психоанализа глубоко и систематически, и поэтому знал недостатки этого метода».

Сам Троцкий пытался скрестить фрейдизм с учением физиолога Павлова. По этому поводу «демон революции» рассуждал: «И Павлов, и Фрейд считают, что «дном» души является ее физиология. Но Павлов, как водолаз, опускается на дно и кропотливо исследует колодезь снизу вверх. А Фрейд стоит над колодцем и проницательным взглядом старается сквозь толщу вечно колеблющейся, замутненной воды разглядеть или разгадать очертания дна».

Троцкий также полагал: «Попытка объявить психоанализ «несовместимым» с марксизмом и попросту повернуться к фрейдизму спиной слишком проста или, вернее, простовата. Но мы ни в коем случае не обязаны и усыновлять фрейдизм. Это рабочая гипотеза, которая может дать и, несомненно, дает выводы и догадки, идущие по линии материалистической психологии».