"Володя" по рассказу А.П. Чехова. Театр "Среда 21". Режиссер Екатерина Половцева.

Оба спектакля крайне немногословны, основной упор делается на действие. И в обоих случаях все понятно с минимумом текста. Только у Женовача краеугольным камнем постановки является тишина, а у Половцевой – эротика. При этом категорически не хочу сказать, что кто-то у кого-то заимствовал идеи. Несмотря на единую канву, это два совершенно разных спектакля. У Женовача – получилась мрачная брутальная безысходная драма (хоть никто и не умер). У Половцевой – очень легкая и даже местами смешная история (хоть главный герой в конце и погибает). Как будто она подслушала разговор двух парней в школьном туалете и перенесла его на сцену в совершено "пастельном" стиле. В свое время был снят гениальнейший пародийный вэб-сериал "Порно для всей семьи", проходивший под лозунгом "Для тех, кто любит в порно всё, кроме секса". И сделано это было действительно очень остроумно. Я не знаю, смотрела ли Екатерина Половцева этот сериал, но у нее получилось примерно то же самое, только гораздо лучше, откровенней, без капли стёба. Эротика в спектакле буквально зашкаливает. При этом она проявляется даже не в виде действия, а в виде духа, в виде психологической борьбы, можно сказать, в виде флюидов. Перед нами достаточно стандартная история о любви гимназиста к 40-летней замужней женщине Анне Федоровой. В аннотации написано, что режиссер пытается разобраться в сложных семейных отношениях и обостренных чувствах подростков. И это удалось на все 100. Удивительно, но диалог матери и Володи очень лаконичен. Фактически, единственное слово, которое она употребляет – это "Володя" произнесенное с разными интонациями. И этого более чем достаточно. Раскрывается действительно всё: и характер матери – приживалки, и комплексы гимназиста – второгодника. Мы видим четкую и яркую динамику развития подростка. Хоть в спектакле действие происходит всего один день – кажется, что позади целая жизнь. И при этом – паренек настоящий, знакомый нам. У каждого в классе был такой. Вообще удивительно, как режиссеру при достаточно символической, аллегорической постановке удалось настолько четко реализовать настоящие, честные характеры. Это идеальный пример, что для того, чтобы поставить качественный великолепный спектакль, не нужны гигантские бюджеты – нужна идея! И здесь она присутствует. При этом – собран уникальный актерский ансамбль. Я до сих пор не могу понять, кто же из актеров был лучшим в спектакле: Татьяна Волкова, Елена Плаксина или Владимир Зомерфельд? Наверное, правильней сказать: все были лучшими. Единственное о чем я жалею, что этот спектакль уж точно формата 18+. В нем формально есть все, что подросткам смотреть нельзя: голая женщина, имитация курения, упоминание морфина, шприц с иглой и, наконец, самоубийство. А между тем – именно такие спектакли смотреть надо в первую очередь старшим школьникам. Они в очередной раз подчеркивают, что классика вечна, что многие проблемы, с которыми сталкиваются они или их товарищи – уже давно пройдены, исследованы, из них сделаны выводы. Более того, несмотря на то, что самоубийство Володи в рамках данного спектакля полностью логично, режиссер уникально показывает всю необратимость этого поступка, трагедию, которую переживает его мать. Вроде бы весь спектакль ей было наплевать на сына, но нет. Вот она ползает по полу, на котором разбросаны сотни фотографий, пытается найти всего лишь одну. Фотографию собственного сына на памятник. Один из самых трагичных финалов в этом сезоне. Разумеется, я рекомендую посмотреть этот спектакль всем. (Равно как и все остальные постановки театра "Среда 21".). Это действительно сильно, мощно и заставляет думать. Много думать, многое переосмысливать. Кстати, 26–го на сцене театра будет "Франкенштейн". Некоторые весьма уважаемые мной критики уже называют его одним из лучших спектаклей сезона. Разумеется, хочу лично в этом убедиться. До встречи в театре "Среда 21"!

"Володя" по рассказу А.П. Чехова. Театр "Среда 21". Режиссер Екатерина Половцева.
© Ревизор.ru