Войти в почту

Как вернуть айтишников в Россию

Сегодня условием выживания суверенных государств становится создание собственных центров исследований и технологически разработок. При этом в IT-сфере России пора задуматься не над увеличением выпуска специалистов, а над тем, как удержать в стране тех, кто уже есть. Как сформировать новый научно-технологический полюс для стран глобального большинства, 22 ноября парламентарии, специалисты, ученые и дипломаты обсудили в Совете Федерации.

Как вернуть айтишников в Россию
© Парламентская газета

Главные черты «новой инквизиции»

На Западе, представляющем сегодня мировое меньшинство, активно пользуются цифровыми инструментами, чтобы получить глобальное преимущество, обратил внимание глава комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. По его словам, на этом построена доктрина глобализма и трансгуманизма сторонников однополярного мира. Главные ее черты, перечислил Пушков, — это отказ от христианских ценностей в пользу неолиберальных, отказ от гуманизма в пользу трансгуманизма, от демократии — в пользу тотального контроля. При этом эта доктрина связана с появлением на Западе, как сформулировал Пушков, «новой инквизиции» в виде «культуры отмены» и адресной травли противников неолиберализма.

«Мир начинается с нового листа» — таков лозунг новой неолиберальной революции, — уверен Пушков. — И опасность в том, что вокруг этого идет жесткая консолидация западного правящего класса, а доктрина трансгуманизма и глобализма все больше приобретает тоталитарный характер».

Центры научной силы

Сегодня разговоры о корнях такой доктрины для многих обывателей — это разговор «непонятно о чем». Но практически всегда за этой фразой стоят финансовые интересы конкретных групп влияния, уверен президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. По его словам, идея глобализма несет корневую ошибку — ее апологеты забыли, что ресурсы, обеспечивающие финансовую прибыль, конечны. «Модель изголодавшегося после Второй мировой войны человечества до сих пор работает в мире: производи, выбрасывай, покупай новое. Если бы это обеспечивало бы только нужды «золотого миллиарда», то ресурсов хватило бы на сколь угодно большой срок. Но на наших глазах под ресурсами показалось дно», — пояснил Ковальчук, добавив, что Запад по привычке хочет решать свои проблемы за счет богатой на природные богатства России.

Он заметил, что одним из ключевых условий того, чтобы сохраниться как полноценное государство во время цифровой революции, — это способность страны сохранять уникальность своих разработок. Поэтому, убежден известный российский и советский физик, нашей стране необходима собственная повестка, чтобы создать, во-первых, новый научно-технологический полюс в странах глобального большинства в противовес западному полюсу, во-вторых, обеспечить свое лидерство на этом полюсе.

Это нужно, по словам Ковальчука, чтобы противостоять вбросам псевдонаучных идей, «откровенной липы», чем активно занимались наши западные оппоненты для получения конкретных экономических преимуществ. В качестве примера он привел, по его словам, научно не обоснованные теории озоновой дыры и парникового эффекта, которые стали первым этапом внедрения необходимых Западу инструментов для ограничения промышленного производства в странах-конкурентах на мировом рынке.

«Мы должны сформировать свою, свободную от всех спекулятивных научных представлений повестку, которая даст преимущества уже нашей стране на мировом рынке», — считает Михаил Ковальчук. Для этого, по его словам, уже начато формирование единого научно-технического пространства Союзного государства — утверждена стратегия развития науки и технологий до 2035 года, что позволило запустить в 2023 году работу Центра синхротронных, нейтронных и лазерных исследований, куда кроме РФ и Белоруссии уже вступили Таджикистан, Узбекистан и Иран и готовится вступить Казахстан.

Такие центры научно-технологической силы нужны нам сегодня как условие выживания в качестве суверенного государства. Как уверен Ковальчук, именно багаж разработок наших ученых позволил России стать камнем, о который Запад споткнулся в своей, казалось бы, всемогущей технологической колонизации других стран за счет «айфонов» и других технологических продуктов.

Путь домой

Впрочем, в России надо еще много работать над импортозамещением в области «цифры» — здесь мы еще остаемся в полуколониальном положении, считает президент группы компаний InfoWatch, известный IT-специалист Наталья Касперская. По ее словам, чтобы стать независимыми в цифровой сфере, «нам еще идти и идти». И чтобы процесс этот шел успешно, она предложила ряд мер. Среди них — надо разобраться с интернет-платформами, процессорами и чипами в России, которые сегодня практически полностью сделаны за рубежом. Также, заметила специалист, сейчас все системы нашего искусственного интеллекта зиждутся на иностранных основах, поэтому на запросы из России такие технологии выдают время от времени откровенно русофобские и даже запрещенные в нашей стране вещи.

Касперская отметила, что почти все ключевые IT-технологии сегодня «привязаны» к транснациональным компаниям: в эти сообщества до сих пор «русских не пускают». Между тем в России многие механизмы госуправления зависят от таких технологий и людей, которые ими управляют вне нашей страны, — Касперская заострила внимание на том, что нужно менять государственный подход в решении этой проблемы.

Также есть вопросы о преодолении дефицита IT-кадров — в России выпускают достаточно программистов, инженеров, системных архитекторов, которые создают информационные технологии. Например, по специальности «IT-инженер» в год в России выпускается около четырехсот тысяч человек — этого могло бы хватить нашей стране, если бы, считает Касперская, эти кадры не уезжали массово за рубеж. Поэтому она предложила сфокусироваться не на увеличении бюджетных мест в вузах по IT-специальностям, а на том, чтобы удерживать тех, кого уже выпускаем сегодня.

В пример она привела ипотеку для айтишников — ее стоит вернуть на условии, что такие специалисты смогут получить квартиру в собственность, если отработают определенное количество лет на том или ином предприятии в России. И в течение этих лет будут иметь возможность бесплатно проживать в такой квартире. Кроме того, зарплаты на ключевых предприятиях — в частности, на предприятиях ОПК — сильно отстают сегодня от средних мировых окладов для IT-специалистов. «Мы должны здесь держать планку. И хотя бы в оборонном секторе регулярно пересматривать размеры заработной платы для айтишников», — считает Касперская.