В мире животных 80—90-х от Ильсура Казакбаева
Артисты Кариевского театра устроили драку на сцене
Режиссер Ильсур Казакбаев представил третью работу в театре им. Кариева — спектакль "Куркак батыр"/"Трусливый батыр" (12+), совместив уличные драки, советскую татарскую сказку и размышления об отношениях отцов и детей. Подробнее — в материале "Реального времени".
Лилия Гибадуллина и ее взгляд
Ранее башкирский режиссер ставил на этой сцене "Озын-озак балачак"/"Долгое-долгое детство" по Мажиту Гафури, а потом "Ромео и Джульетту", вытащив на сцену группу Gauga. Теперь он взялся за историю о древних племенах, перенесенную в обстановку гаражных кооперативов.
Пьеса основана на сказке "Охотник Мерген и девушка-олениха" Ахмета Файзи. В русском переводе она называется "В стране смельчаков", в 2022 году ее переиздал в серии "Сказки народов России". В ней богатырь Азат Мерген охотился за ланью, а в итоге спас ее от тигра, и она превратилась в девушку. У них родился сын, который вырос робким, а не смелым. Азат Мерген, увидев как детенышей медведей учат плавать, бросая в воду, отправляется с Даниром в долгий путь, в котором он потеряет сына... В конце отец и сын, не узнавшие друг друга, встретятся в бою.
Пьесу на основе сказки написала Лилия Гибадуллина во время работы первой национальной школы инсценировок "Караш"/"Взгляд", заняв первое место. В 2022-м году она выиграла в республиканском литературном конкурсе четыре раза — первое и второе место в поэзии, первое — в поэмах и детской повести. Гибадуллина родилась в Актанышском районе, живет Набережных Челнах. В соавторах инсценировки указан и Казакбаев.
Гаражи и миражи
Художник Лейсан Хусаинова (она работает в челнинском театре) ставит на сцену узнаваемый разрисованный гараж с мотоциклом. На сцене внуку Даниру (Сайдаш Гарифзянов) бабушка (Халида Сунгатуллина) рассказывает сказку.
Батыр (Булат Гатауллин) — взрослая версия внука — сочиняет песни на синтезаторе. А еще он влюблен в Гузель (Камиля Шангареева) и бегает через территорию гопника Хана в музыкальную школу, за что тот выставляет ясачный сбор в 50 рублей. Батыр боится вступить в драку с хулиганами, Гузель уводят со сцены и, со слов матери Батыра (Альбина Гайзуллина), засовывают в мусорное ведро. Это возмущает отца (Ильназ Хабибуллин), который ведет сына в гараж заниматься боксом и доводит его до такого состояния, что тот вынужден скрыться в ночи.
Дальнейшее действие происходит в сознании Батыра. Что с ним случилось — мы узнаем мельком, ближе к концу. Событие не связано с молодежными разборками, это случайная авария. Батыр оказывается в стране Трусов, где встречает сказочную версию своих одноклассников, Бахтияр — Скунс (Эльдар Гатауллин), Ильгизар — Овца (Айрат Шамс), Зубарджат — Теленок (Гулюса Гибадуллина), Мубарак — Осел (Инсаф Халяутдинов) и Гузель — Курица страдают под гнетом Рифата — Хана (Рамиль Вафин), Нафиса — Носорога-черного рога (Муса Камалов), Гульчачак — Кобры (Алсу Шакирова), Мирхайдара — Шакала-Куркура (Искандер Низамиев) и Ирхана — Грифа (Рауф Шакиров).
Более всего в этой тусовке любителей спортивной одежды привлекает Муса Камалов, играющий со сломанной рукой в гипсе и бесстрашно носящийся по сцене.
Батыр учит их боевым искусствам, побеждает плохих, а на самом деле лежит в больнице. В этой части спектакля параллельное развитие сказки и реальности приводит к тому, что легко потерять нить: кто, где, что, кого. Но, как отметил Казакбаев, отвечая на вопросы об аутентичности спектакля: "Не надо делить время посекундно, вы слишком много думаете!".
В чем сила?
Поскольку выглядит действие эффектно. Инсценировка Гибадуллиной победила до выхода сериала "Слово пацана", но образ школьников в пионерских галстуках, конечно, считывается как аллюзия на блокбастер про ОПГ эпохи перестройки. В целом спектакль происходит в условном безвременье — что-то из 80-х, сводки о Грозном — из 90-х, Брюс Ли и Жан-Клод ван Дамм — навсегда. По телевизору идет "В мире животных", на стене висит ковер с лосями.
Герои говорят понятным и простым языком, ходят колесом, пародируют Mortal Combat, играют в рок-группе. Консультировал их Тимур Сабитов — мастер боевых искусств, обладатель черного пояса по карате, кандидат в мастера спорта по всестилевому каратэ. А за остальные движения отвечает преподаватель факультета хореографического искусства КазГИК, уличный танцор Марат Казиханов.
При этом постановка, хотя и привлекает внимание зрителей рефлексией по советским martial arts, нехотя, иногда шаблонно, иногда прямо, ближе к концу начинает больше говорить об отношениях отца и сына. Эта тема выплывает как бы сама по себе, ей посвящено гораздо меньше времени. И кажется, сами авторы не очень понимают, как о ней говорить. Но при этом именно она становится опорой для финала, потому что можно победить всех хулиганов, но победить отца невозможно.