Войти в почту

В чем секрет успеха Народного учителя? Корреспондент "РГ" побывал на уроке химии

В России всего 94 педагога носят почетное профессиональное звание "Народный учитель". В 2000 году оно было учреждено указом президента страны. В этом году народными признаны всего два учителя.

В чем секрет успеха Народного учителя? Корреспондент "РГ" побывал на уроке химии
© Российская Газета

Корреспондент "Российской газеты" попал на урок к одному из них - преподавателю химии красноярской школы № 144 Елене Молчановой.

Первое, за что цепляется глаз в школьных коридорах, - белые халаты. Едва ли не половина учеников от мала до велика щеголяют в них даже на переменах. Впрочем, ничего удивительного. Ведь школа эта - с медицинским профилем: здесь углубленно преподают химию и биологию. И хорошо преподают - каждый год десятки выпускников поступают в лучшие медвузы страны. И во многом благодаря Елене Молчановой.

Классы, где преподает Елена Робертовна, - это, можно сказать, сборная города, а может, и всего Красноярского края, по химии. К знаменитому учителю переходят после девятого класса из других школ те ребята, которые уже твердо определились со своим медицинским или химическим будущим. Правда, им нужно четко понять, потянут ли они методику Народного учителя. А она весьма жесткая.

К Молчановой переходят из других школ те, кто уже твердо определился с медицинским будущим

- Весной, еще учась в 9-м классе, они подают заявку на перевод в нашу школу, - рассказывает Елена Робертовна, пока еще не начался урок. - После ОГЭ я даю им пару недель отдохнуть, и уже 10 июля мы начинаем интенсивный онлайн-курс, который продолжается до 20 августа. Кто выдерживает такой темп, остается. Остальные уходят сами. В этом году, например, заявки подали 140 человек, из которых в итоге осталось 90. Так что отбор у них самостоятельный.

Между прочим, именно этот отбор Елена Робертовна считает главной формулой своего успеха.

- Все эти ребята хотят учиться, поэтому у меня нет необходимости принуждать их, следить за дисциплиной или контролировать работу, - говорит учитель. - Вижу, как тяжело бывает коллегам, которые ведут универсальные классы на 30-35 человек. Думаю, систему образования надо развивать так, чтобы к старшим классам ребята сами понимали, что им надо.

За парту я сел вместе с учениками 10-го класса. Тема урока - свойства соединений хрома. Саша Карпенко, моя новая "одноклассница", заверила:

- Елена Робертовна очень требовательная, но зато понятно объясняет даже самые сложные темы.

Начинается урок. Первым делом учитель раздает реактивы. Сосед по парте Иван Кубушко легко ориентируется в формулах и безошибочно описывает уравнениями на доске только что произведенные опыты. А их на уроке хватает: менее чем за час мы с Иваном использовали 8 пробирок, в которых переводили хроматы в дихроматы и наоборот, а также соединяли их с полудюжиной кислот и солей.

Учитель подбадривает: если не сразу выходит - не беда, главное - чаще участвовать в опытах. Изучать химию на бумаге - гиблое дело. Поэтому в кабинете у Елены Молчановой есть реактивы всех мастей.

И несмотря на то, что школьная химия была в моей жизни 30 лет назад, основное про энергетические уровни, валентность и общую схему реакций я вполне уловил.

Удивительное дело: звонок на перемену, а никто не вскакивает, не порывается в ту же секунду сбежать. Ребята действительно увлечены. Но что самое интересное: другой класс каждые полминуты заглядывает в кабинет. Чтобы школьники буквально ломились в кабинет химии? Не припомню такого.

- Вы удивитесь, но я никогда не хотела стать учителем, - говорит Елена Робертовна. - Окончила химфак Красноярского госуниверситета, а вовсе не педвуз. Все вышло случайно: в 1980-х мужа, военного, командировали в узбекский Термез. Когда местные узнали, что я - химик, уговорили пойти в школу, где такого учителя никогда не было. Потом еще несколько переездов, и вот я здесь. Втянулась!

Чтобы ученики на перемене ломились в кабинет химии? Не припомню такого

Да как: приехать в школу в семь утра, отвести уроки до двух, до пяти принимать зачеты, потом два часа работать с иногородними школьниками онлайн, затем решать задачи ЕГЭ со своими... Домой - в половине девятого вечера…

- А что сложного? - пожимает плечами Елена Молчанова. - Мне с моими детьми работать интересно, а все учебные планы и конспекты, подготовка которых отнимает много времени, я давно уже знаю наизусть.

Кстати

Второй из двух Народных учителей этого года - тоже из Красноярска. Высокое звание вместе с коллегой-химиком получила учитель русского языка и литературы школы № 10 Марина Федюнина.