Вы должны здесь побывать: в Кремле выставили Матисса, Моне, Гогена и других великих
Эрмитаж отщипнул от своей бесконечной коллекции 175 произведений Матисса, Моне, Сезанна, Гогена и других великих мастеров, чтобы показать их вам. Выставка называется «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков», и с завтрашнего дня ее смогут увидеть все желающие в центре «Эрмитаж-Казань» в Кремле. Перед тем, как плюхнуться в мир импрессионистов и постимпрессионистов, предлагаем их изучить. В нашем тексте 12 знаковых полотен с выставки. Могло быть и больше, но тогда не хватит места.Анри Матисс — «Дама на террасе» 1907 Аппендицит подарил миру одного из главных художников ХХ века. Острая боль атаковала клерка адвокатской конторы Анри Матисса в 20 лет, и он слег в больницу. Мама принесла бумагу и краски, чтобы не скучал. Его так затянуло, что он решил завязать с юриспруденцией и стать художником. На старте писал классические пейзажи и натюрморты, пока не познакомился с работами импрессионистов и ван Гога. Матисс плюнул на каноны и начал экспериментировать: включил абстрактность, наносил краски как хочется, использовал дерзкие цвета и резкие линии. Все это можно увидеть на картине «Дама на террасе». В центре — жена художника Амели, сидящая на балконе и вглядывающаяся вдаль. Нежно-розовые тона, по замыслу Матисса, передают атмосферу жаркого летнего дня. В 1908 году картину купил текстильный магнат Сергей Щукин. После революции его коллекцию национализировали, и «Дама на террасе» сначала оказалась в московском Музее нового западного искусства, а в 1948 году — в Эрмитаже. И последний факт: Анри Матисс работал в технике алла прима, то есть писал картины за один присест.Клод Моне — «Женщина, сидящая в саду» 1876 На этой картине тоже жена художника — беззаботная Камилла Донсье, которая умрет через три года. Клод Моне часто изображал ее на полотнах. Здесь она отдыхает в своем саду в предместье Парижа. Великий импрессионист ловил кистью ускользающий момент, отсюда и быстрые мазки, и эффект размазанности. Если рассматривать вблизи, можно увидеть только пятна краски. И лишь на расстоянии хаос выстраивается в четкую картинку. «Женщина, сидящая в саду» принадлежала немецкому коллекционеру Отто Кребсу. Он умер в 1941 году, и только спустя семь лет советская трофейная команда нашла его богатства: более 100 произведений искусства были замурованы в огромном сейфе. Их перевезли в СССР и много лет хранили в запасниках Эрмитажа. На свет «Женщина...» Моне вышла лишь в 1995-м.Камиль Писсарро — «Бульвар Монмартр в Париже» 1897 Картина была создана в последние годы жизни художника, когда у него сильно ухудшилось зрение, и он мог работать вне студии только в теплые ясные дни. Поэтому Камиль Писсарро начал писать виды из окон гостиниц. За Монмартром, кипящим бульваром с яркими витринами, он наблюдал из своего номера в парижском отеле «Россия». С февраля по апрель 1897 года Писсарро написал 14 версий этого вида в разное время суток и в разных погодных условиях. Художник ловил суету улицы короткими динамичными штрихами, а эффект движения усиливал расплывчатыми фигурами людей и экипажей. В Казань привезли дневной вариант бульвара — с приставкой «После полудня, солнечная погода».Поль Гоген — «У подножия горы» 1892 8 000 франков заплатил за картину Иван Морозов — представитель легендарной купеческой династии, коллекционер и просто «русский, который не торгуется». Покупка произошла в 1908 году, когда Гогена уже не было в живых. Классический сюжет: слава и деньги пришли к художнику слишком поздно — после смерти. Поль Гоген был биржевым брокером, неплохо зарабатывал, но в 30 с чем-то лет решил завязать со скучной жизнью и полностью посвятить себя искусству. Жена была не готова голодать во имя прекрасного и ушла навсегда вместе с пятью детьми. Гоген явно не горевал: кутил, много путешествовал и в итоге слился с природой — укатил на край света, на Таити. Именно здесь он создал свои лучшие картины. «У подножия горы», которую привезли в Казань, как раз из таитянского цикла. Обратите внимание на дерево с широкой кроной: оно активно гастролирует по полотнам Гогена — раз, два, три, четыре.Анри де Тулуз-Лотрек — «Японский диван» 1893 Завсегдатай злачных мест Парижа был из богатой семьи, знатного аристократического рода Тулуз-Лотреков. Из-за наследственной болезни и перелома ног он перестал расти в подростковом возрасте. Точнее, перестали расти ноги, а тело выросло до обычных размеров. Непропорциональный и нескладный, с ростом полтора метра и тростью Тулуз-Лотрек лишился шансов на карьеру, соответствующую статусу. И он утонул в ночной жизни Монмартра: много пил, не вылезал из местных кабаре, кафе и борделей. В этих краях Анри де Тулуз-Лотрек стал известным художником-скетчистом. Еще он создавал рекламные плакаты. В их числе — привезенная в Казань афиша для кабаре «Японский диван». Все герои здесь — реальные люди. Силуэт в левом верхнем углу — муза Тулуз-Лотрека, актриса и певица Иветта Гильбер. Ее лицо он оставил за кадром. Дама в черном — Жанна Авриль, танцовщица канкана и подруга Тулуз-Лотрека. Мужчина с бородой — поэт и критик Эдуар Дюжарден. Этим трио художник показал, какая пестрая публика собирается в «Японском диване».Анри Море — «Пор-Манеш» 1896 Анри Море писал гимны красоте прибрежных пейзажей Бретани, только вместо слов были мазки кисти. «Пор-Манеш» — его единственная картина в России. Она попала сюда благодаря купцу Щукину, а после революции, конечно же, была отобрана государством. У полотна «Пор-Манеш» успокаивающий эффект. Безлюдные склоны бухты покрыты разноцветными травами, на берегу стоит дом, а за холмом виднеется макушка маяка.Пьер Огюст Ренуар — «Дама в черном» 1876 Ренуар — один из отцов-основателей импрессионизма и один из самых продуктивных адептов движения. Мы не считали, но говорят, что он написал около 4 000 картин! Его полотна будто пропитаны сладким сиропом, в главных ролях — роскошные женщины, а также дети и цветы. Иногда художника ругали за слащавость, но где сейчас эти критики (их никто не помнит) и где он (в лучших музеях мира). Ренуар создавал сияющие образы. «Единственное, чего я требую от женщины, — это чтобы ее кожа отражала свет», — говорил он. У «Дамы в черном» это получилось. Кто она, не известно. Есть две версии: жена нотоиздетеля госпожа Артманн или натурщица с Монмартра по имени Анна. В этой картине Ренуар показал уровень владения черным цветом — он здесь «живой».Пьер Огюст Ренуар — «Общество в Берневале» 1898 Лето 1898 года Ренуар с семьей провел в местечке Берневаль на побережье Нормандии. Вместо фотоаппарата у него были кисти и холсты, и он «щелкал» близких на память. Сидящий на траве мальчик с длинными волосами — четырехлетний сын Ренуара, Жан. В будущем он станет большим режиссером. Позади стоит старший сын — Пьер Ренуар, он тоже свяжет свою жизнь с искусством и станет актером.Шарль Хоффбауэр — «В Лондоне» 1907 Хоффбауэр любил гламур (простите за допотопное слово), огни большого города и ресторанные мотивы. Его дышащая роскошью картина «В Лондоне» с вау-эффектом: посмотрите, как сияет серебром платье светской львицы. Даже пара за соседним столиком не может отвести от нее взгляд. В левый нижний угол Хоффбауэр поместил почти натюрморт: фрукты, вино и мясо. Фанфакт: Хоффбауэр несколько лет сотрудничал со студией Disney.Поль Сезанн — «Голубой пейзаж» 1904-1906 «Отец всех нас», — сказал про Сезанна то ли Пикассо, то ли Матисс. «Три мазка Сезанна — уже картина», — говорил Ренуар. Сам же Сезанн не сильно разбрасывался лайками, был резким и раздражительным и мог позволить себе, например, назвать творчество Гогена бессмыслицей. «Доказать что-либо Сезанну так же легко, как заставить башни Нотр-Дам танцевать кадриль. Даже сказав "да", он не сдвинется с места... Он сделан из цельного куска твердого и неподатливого материала», — короткий профайл на художника от его друга Эмиля Золя. Поль Сезанн был перфекционистом, мог долго биться над «простым» натюрмортом или пейзажем. Говорил, что его цель — запечатлеть нечто помимо реальности. Вот и здесь, на картине «Голубой пейзаж», запечатлено нечто помимо реальности. В его танце клякс природа теряет лишние детали.Анри Руссо — «Люксембургский сад. Памятник Шопену» 1909 Художник-самоучка по прозвищу «Таможенник» (он им и был) начал заниматься живописью в возрасте под 40. Его картины легко узнаваемы: насыщенные цвета, дерзкие композиции, плотные обводки — выглядит так, будто в фотошопе сильно выкрутили контрастность. Анри Руссо доставалось за «детский» стиль. Его называли наивным и высмеивали за неправильные пропорции, нереалистичные цвета, странно выглядящих животных и растений. Некоторые работы Руссо кишат экзотикой, при этом он ни разу не покидал Францию. Черпал вдохновение в парижском Саду растений, Музее естественной истории и в книжках. Привезенная в Казань картина «Люксембургский сад. Памятник Шопену» создана художником за год до смерти, когда он уже был довольно популярен.Кес ван Донген — «Дама в черной шляпе» 1908 Сын голландского пивовара учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме, а после переехал в Париж. Какое-то время, как и Тулуз-Лотрек, изображал обитателей Монмартра: танцовщиц, актеров кабаре и акробатов. В 31 ван Донген стал хорошо зарабатывать на дамских портретах и перебрался в центр Парижа. «Главное — это удлинить женщин и особенно сделать их стройными. После этого остается только увеличить их драгоценности. Они восхищены», — рецепт коммерческого успеха от ван Донгена. Казанцы увидят его «Даму в черной шляпе», которая легко могла бы стать обложкой какого-нибудь светского журнала 1900-х. Красивые, но нереалистичные большие глаза на картине — то, чего ждали от него богатые заказчицы. *** Увидеть эти и другие картины «Прекрасной эпохи» можно до сентября 2025 года. Выставка работает по такому графику: пн — выходной вт-чт, сб, вс — 10:00-18:00 пт — 11:00-20:00 Билет — 400 рублей, школьникам, студентам и пенсионерам — 300. Все изображения предоставлены пресс-службой центра «Эрмитаж-Казань»