Войти в почту

Политолог о двуглавом орле: «В советских образах общество разочаровалось еще до 1993 года»

«Смена эпох или протекание больших переломных процессов, как правило, несет за собой изменение символов, имеющих для государства и общества важное значение. В частности, это касается флагов и гербов, которые должны передавать национальный характер и идеи, которые выступают или могут выступать ориентирами для, в политическом смысле слова, нации. Если следовать этой логике, то смена советского герба в 1993 году была абсолютно закономерна. После официального прекращения существования СССР прошло достаточно времени для переосмысления России как нового государства с богатым прошлым и тех образов, согласно которым люди хотели выстраивать дальнейшую судьбу своей страны. Отказ от серпа и молота был продиктован в первую очередь демонтажом коммунистического проекта и социалистической идеологии, в которых большая часть российского общества разочаровалась еще до 1991 года. Ушло в прошлое представление о классовом обществе, о ведущей роли рабочих и крестьян в развитии государства. Менялось представление об экономике, появились новые термины, начался переход к рыночным отношениям. В этом контексте не удивительно, что советские образы перестали быть актуальными и больше не отражали ни духа времени, ни общественных настроений. Возвращение к двуглавому орлу, а не появление принципиально новых символов было связано с идеей освобождения от конкретной идеологии, от коммунистических догм. Двуглавый орел и всадник, убивающий копьем дракона, являются историческими символами России, что придает им, с одной стороны, нейтральный политико-идеологий характер, с другой подчеркивает высокое значение национальной истории для российского общества. Несмотря на то что в последние годы в публичном поле регулярно возникают дискуссии о необходимости идеологии, существующие государственная символика и национальные образы создают важное для национального развития открытое пространство, где может существовать множество путей вместо одного «истинного», продиктованного тем или иным комплексом идей. Единственное, что нам точно известно, – это исторический контекст России, который как минимум мы должны принимать, как максимум – уметь с ним эффективно взаимодействовать. Двуглавый орел, как правило, воспринимается как символ нахождения России между Западом и Востоком, всадник – как напоминание о том, что страна должна вести борьбу со злом, а не подчиняться ему. Фактически это еще один символ свободы государства и народа. Наличие символов власти, в том числе трех корон – трех ветвей власти, отражает политический фундамент государства, который остается актуальным и неизменным: сильная власть со сложной структурой. Я не согласен с мнением, что двуглавый орел обязательно связан с империей. Орел – символ власти во многих культурах. И для России власть как категория тоже имеет высокое символическое значение, связанное с необходимостью управлять единой страной, большими пространствами и ресурсами, давать нации понятные цели и задачи. Думаю, что главный урок, который мы должны усвоить, состоит в следующем: прошлое не идеология, оно не определяет будущее страны, но оно дает нации понять, что она из себя представляет, какое место занимает в мире и, подчеркну, какая ответственность возложена на нее предками. Несмотря на отсутствие официальной трактовки герба и составляющих элементов, любой из нас интуитивно считывает его символическое значение. И в трудные моменты истории как на индивидуальном, так и на коллективном уровне важно периодически обращаться к государственным символам, чтобы не забывать об ориентирах и идеях, помогающих нам строить свое будущее». Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Политолог о двуглавом орле: «В советских образах общество разочаровалось еще до 1993 года»
© РИА "ФедералПресс"