Патлы, клеш и мини-юбки: как в СССР поступали со школьниками, нарушившими «дресс-код»

Постоянное ношение школьной формы в СССР было введено после Великой Отечественной войны. За десятилетия, вплоть до распада Советского Союза, образцы формы неоднократно менялись, но главное правило оставалось незыблемым – за «неуставную» форму одежды и за неподобающий внешний вид школьника или школьницу могли запросто выгнать из класса или даже исключить из школы.

Патлы, клеш и мини-юбки: как в СССР поступали со школьниками, нарушившими «дресс-код»
© Русская семерка

Как и в чем ходили

По воспоминаниям бывших школьников, которым сегодня как минимум за 50, в 70-е годы у старшеклассников в моде были длинные волосы – сказывалось «тлетворное влияние Запада»: в СССР из-за границы разными путями проникали пластинки зарубежных исполнителей, среди которых особое место занимал «Битлз», и советская молодежь стремилась походить на своих кумиров хотя бы внешне. Большим шиком считалось заявиться на занятия в джинсах и (или) в кроссовках, ценились также и брюки клеш. Ни те, ни другие отечественная промышленность в те годы не производила.

Девушки стремились укоротить коричневые форменные платья, подрезая или подгибая в них подол. Также в платьях укорачивались рукава. Наиболее везучие школьницы, родители которых могли себе позволить приобрести (или достать) данный товар, носили дефицитные капроновые колготки, туфли на каблуках.

Не краситься и не украшаться!

Если стремление выделиться у парней 70-х годов ограничивалось главным образом длинными волосами (это был самый дешевый вариант), то старшеклассницы пользовались более широким спектром украшений. Наиболее дерзкие красили губы и ногти, подводили ресницы, носили сережки, заливали лаком волосы или просто распускали их (полагалось заплетать волосы в косы). Ничего из вышеперечисленного официально администрацией советских школ не допускалось.

Почему правила все равно нарушались

Как вспоминает 56-летняя В. И. Фролова, в 70-х годах из-за дефицита товаров легкой промышленности в СССР многие шили себе сами, если удавалось достать приличную ткань и фурнитуру. Брюки-клеш и мини юбку старшеклассница вполне могла себе сострочить самостоятельно. В основном в эту одежде ходили на танцы – в школу в таком виде могли и не впустить. Вера Ивановна говорит, что у них «дресс-кодом» занимался лично директор, измерявший при входе длину юбок у школьниц. Если она была неподобающей, девушка отправлялась домой переодеваться.

По словам учившихся в 70-е, выбор карательных мер, применяемых для нарушителей формы одежды, был широким – накрасившуюся старшеклассницу могли заставить смыть косметику в школьном туалете, сережки приказывали снимать прямо на уроке, чтобы одноклассники видели. Патлатых парней отправляли стричься, случалось, выстригали в прическе проплешины, чтобы длинноволосый школьник уже наверняка привел голову в порядок. Сообщения о нарушениях правил внешего вида или формы одежды заносились в дневники, по этой причине могли вызвать в школу родителей.

Карательными мерами вправе были заниматься как обычные учителя, так и завучи, классные руководители, директор учебного заведения. Самым суровым наказанием было исключение из школы (после того как виновник «вставал на путь исправления», его восстанавливали).

По воспоминаниям старшеклассников 70-х, в каждой школе были свои порядки – где-то строже, где-то либеральнее. К примеру, премьер-министр России Д. А. Медведев беспрепятственно носил длинные волосы в старших классах и даже сфотографировался в таком виде на выпускной.