Пиратская республика на Русской земле: как там жилось

Знаете, откуда пошло слово «свистопляска»? Толковый словарь Владимира Даля говорит нам, что это диалектное вятское слово со значение «тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам, пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвёртая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и дудочки, на овраге, у часовни».

Пиратская республика на Русской земле: как там жилось
© Русская семерка

Что же это за эпизод? Великий московский князь Василий I Дмитриевич (1389-1425) в 1412 году направил войско против независимой Вятки. Н.М. Карамзин считал, что он присоединил Вятку к Московскому государству, так как он затем завещал её своему брату Юрию (отцу печально знаменитого Шемяки). Однако местная Хлыновская летопись утверждает, что вятчане успешно отбились. По-видимому, она права, так как в дальнейшем Вятка ещё почти столетие действует как независимое государство и только в 1489 году окончательно покоряется России. Предполагают, что во время этой войны с Москвой граждане Великого Устюга – зависимой новгородской колонии – пришли на помощь вятчанам. Ночью они были приняты вятчанами за неприятельское войско и подверглись истреблению.

А откуда пошла сама Вятка? Карамзин, ссылаясь на ту же Хлыновскую летопись, говорит нам, что в 1174 году некоторые новгородцы основали колонию на высоком берегу Вятки. До этого здесь было укреплённое городище удмуртов. Новгородцы взяли городище, сожгли его, прогнали жителей, основали на его месте собственный город и установили своё господство в окружающей области. Вскоре они отделились от Новгорода и стали управляться независимо, но подражая в своей жизни новгородским вечевым порядкам. Однако нынешние историки полагают, что это событие совершилось не ранее 1181 года.

Вятка стала привлекать колонистов, любителей вольной жизни, из Новгородской и других земель Великой Руси. Из Вятки время от времени выходили ватаги ушкуйников, грабивших на Волге не только проходившие купеческие суда, но и прибрежные города, причём как басурманские (в Волжско-Камской Болгарии), так и русские. Поэтому часто можно встретить неверное представление о Вятской республике как о вольнице разбойников, этакой северной Запорожской Сечи.

Но слово «ушкуйник» – новгородское, и такие же разбойничьи ватаги столетиями ходили из Великого Новгорода (ими и была основана сама Вятка). Однако мы знаем Новгород, прежде всего, как столицу богатого торгового государства, имевшего широкие связи со всей Русью, с Западной Европой и со странами Востока. Таким же по характеру купеческим центром была и Вятка, правда, меньшего масштаба, чем её метрополия.

Не Новгород страдал от набегов вятчан, а наоборот. Так, в 1374 году новгородские ушкуйники на 90 судах пришли войной на Вятку, ограбили город, после чего пошли войной на камских болгар, взяли выкуп с жителей Булгара (под угрозой сжечь город), а затем на обратном пути снова разорили Вятскую землю. Похоже, что Новгород не мог смириться с независимостью своей бывшей колонии и мстил ей карательными экспедициями.

Однако Вятка в течение столетий успешно отстаивала свою свободу. В тогдашних условиях вятчанам надо было опереться на какое-то соседнее государство, и они во второй половине XIV века заключили союз с соперниками Москвы – суздальско-нижегородскими князьями. По-видимому, Вятка платила им регулярную дань и при этом служила убежищем для изгнанных оттуда князей.

Про внутриполитическую жизнь Вятки известно очень мало. Судя по скудным сохранившимся известиям, её социальная структура копировала таковую Новгорода. Высшим классом было боярство, далее шло богатое купечество – «житьи люди», потом обыкновенное купечество. Большинство городского населения, в отличие от Новгорода, а также крестьяне не имели, по-видимому, политических прав. Вятская республика, несмотря на своё «ушкуйническое» происхождение, носила, вероятно, более аристократический характер, чем Новгород, и была в этом отношении ближе к Пскову.

Особый интерес представляет религия жителей Вятки. «Обличения» тамошнего духовенства иерархами Русской церкви свидетельствуют, что христианство там было лишь оболочкой для языческих верований и традиций. Об этом свидетельствует и упомянутая в начале «свистопляска», ставшая синонимом чего-то язычески-разнузданного.

Успешно торгуя, Вятская земля достигла известной степени довольства. «Слух о благосостоянии сей маленькой республики вселил в Моголов желание искать там добычи», – повествует Карамзин под 1392 годом. Беткут, военачальник хана Тохтамыша, разорил Вятку. В том же году вятчане, призвав себе на помощь граждан Новгорода и Устюга, отомстили, разграбив много городов Волжско-Камской Болгарии, находившейся в зависимости от Золотой Орды.

XV век принёс в жизнь Вятки роковые перемены. Присоединение Суздальско-Нижегородского княжества к Москве лишило Вятку покровителя. Возвышение Москвы явно угрожало независимости республики. Поэтому во время усобицы князя Василия Тёмного с братом Юрием, а позже с его сыновьями Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным, вятчане поддерживали последних. В отместку за это в 1457 и 1459 годах Василий Тёмный ходил войною на Вятку (где-то с этого времени город меняет название на Хлынов) и поставил её в зависимость от Москвы. Московское владычество, очевидно, было тягостным для вятчан. Они легко сменили его на зависимость от Казанского царства, когда в 1468 году казанское войско подступило к Вятке.

В обстановке разгоравшегося противостояния между Москвою и Казанью, а также падения Новгорода, Вятка могла только примкнуть к одной из сторон. В 80-е годы XV века вятчане приняли московского наместника, но в 1489 году выгнали его. Это послужило Ивану III предлогом для окончательного завоевания города и уничтожения его вольности. В том же году он взял его и депортировал наиболее именитые семьи в разные области Московского государства. Таким был конец самой восточной из русских вечевых республик.