Профессор МГУ Александр Ширинянц рассказал RT о личности революционера Нечаева
155 лет назад в Москве произошло одно из самых резонансных преступлений, совершённых революционерами Российской империи. В гроте Петровской академии члены «Народной расправы» убили своего товарища — студента Ивана Иванова: лидер этой организации Сергей Нечаев (на заглавном фото) заподозрил его в предательстве. Он лично застрелил Иванова, бежал из России, однако вскоре был выслан на родину. Судебный процесс над нечаевцами вдохновил Фёдора Достоевского на написание романа «Бесы». Профессор, доктор политических наук, заведующий кафедрой истории социально-политических учений МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Ширинянц рассказал RT о личности революционера Нечаева и о том, почему его дело оказало заметное влияние на новую историю России.
— 3 декабря 1869 года (по новому стилю) так называемые нечаевцы расправились со студентом Иваном Ивановым. Это убийство вызвало огромный резонанс, а впоследствии стало восприниматься как своеобразная точка невозврата в русском революционном движении. Каковы были обстоятельства этого преступления?
— Убийство студента Ивана Ивановича Иванова произошло 3 декабря 1869 года в гроте парка Петровской сельскохозяйственной академией (сейчас — Московская сельскохозяйственная академия имени Тимирязева. — RT).
Студента заманили в грот, сказав ему, что там якобы зарыт типографский станок, который нужно помочь выкопать. Лидер тайного общества «Народная расправа» Сергей Нечаев и его соратники в темноте грота пытались задушить Иванова. Затем его ударили дубиной по голове, и наконец сам Нечаев выстрелил Иванову в затылок из револьвера.
Помимо него, в расправе участвовали Иван Прыжов, Пётр Успенский, Алексей Кузнецов, Николай Николаев. Они завернули труп в пальто Кузнецова, привязали к шее и ногам кирпичи и волоком дотащили до пруда, где погрузили тело под лёд.
Через три дня останки обнаружили. Полиция сразу вышла на Кузнецова и выявила списки членов «Народной расправы». Однако общественный резонанс возник несколько позже, во время суда по нечаевскому делу, который проходил в июле — сентябре 1871 года в Петербургской судебной палате и широко освещался в прессе.
Это был первый гласный процесс и первый политический процесс в России, который привлёк к себе пристальное общественное внимание в империи и за границей.
Материалы процесса, в том числе программные документы, прокламации и другие материалы Нечаева, публиковались в газете «Правительственный вестник», а потом перепечатывались другими изданиями.
По уголовному делу проходили в общей сложности 152 человека. Несколько обвиняемых умерли до суда, некоторые были освобождены на поруки и скрылись. В итоге были осуждены 37 революционеров, а 44 — оправданы.
Четыре главных действующих лица были лишены всех прав состояния (потеряли сословную принадлежность и все титулы. — RT). Кроме того, Успенский получил 15 лет каторги, Прыжов — 12 лет, Кузнецов — десять лет, Николаев — 7,5 года.
Нечаеву удалось сбежать за границу, где он не без гордости демонстрировал свой большой палец со шрамами от укуса Иванова. Однако в 1872 году Швейцария всё же выдала Нечаева России. В январе 1873 года Московская судебная палата приговорила его к 20 годам каторги. Спустя почти десять лет он скончался от водянки в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
— Было ли это убийство первым в русской истории, совершённым «ради революции»?
— Наверное, это было первое убийство, совершённое под предлогом защиты революционной организации от предательства. Но именно под предлогом, потому что у Нечаева не было доказательств, что Иванов намеревался сдать полиции членов «Народной расправы». На самом деле убийство преследовало лишь одну цель — укрепление личной власти Нечаева в организации.
Также убийство Иванова в каком-то отношении имело ритуальный смысл — как самосуд над обвиняемым в предательстве. С той, правда, разницей, что данный факт не был установлен.
Добавлю, что любая банда в России XIX века сделала бы то же самое.
— Верил ли Нечаев в идеалы «народной революции»? Каким он был человеком?
— Это был совершенно аморальный тип. В отличие от Нечаева, многие русские революционеры имели этические принципы. Он же был проходимцем и авантюристом. Нечаев совершенно бесстыдно врал всем вокруг, рассказывая, что руководит огромной организацией, имеющей по всей России ячейки, которые по его призыву сразу же поднимут восстание.
И представьте себе, его воспринимали как реального борца с царским режимом. Как такое возможно? Логично предположить, что Нечаев обладал даром убеждения, умел манипулировать людьми. Об этом, например, свидетельствует его борьба за деньги Бахметевского фонда (средства, выделенные помещиком Павлом Бахметевым на нужды русской революции. — RT), держателями которого были Александр Герцен и Николай Огарёв.
Кстати, эту борьбу в конце концов Нечаев выиграл. Бахметевские деньги он потратил быстро и «с умом» — напечатал кучу прокламаций и прочей пропагандистской литературы. Нечаев засыпал провокативными письмами сначала своих российских знакомых, а затем стал рассылать их всем подряд, находя адреса в справочниках.
Почти все адресаты бумажек Нечаева получили серьёзные проблемы с полицией. По сути, он подставил сотни людей, многие из которых, кстати, не разделяли оппозиционных взглядов.
— Из этого описания следует, что Нечаев был своеобразным Мефистофелем…
— Я бы не стал как-то излишне поэтизировать личность Нечаева. Но при желании на него нетрудно навесить множество ярлыков, характеризующих зловредную, абсолютно беспринципную личность. Он не обладал большим интеллектом, его главными инструментами были природные хитрость и коварство.
Ряд событий позволяет предположить, что Нечаев был превосходным манипулятором. Трудно поверить, но, сидя в Алексеевском равелине, он сумел «распропагандировать» свою охрану и убедил их в необходимости и возможности убийства царской семьи во время молебна в Петропавловской крепости, но этот план был раскрыт властями.
— Чего хотел Нечаев, помимо денег?
— Я думаю, что он страдал нарциссическим расстройством личности. Он был убеждён в своей исключительности, ощущал себя сверхчеловеком. Ему, видимо, доставляли удовольствие страдания людей из-за проблем, которые он им создавал. Видимо, так он самоутверждался и получал нездоровую психоэмоциональную сатисфакцию.
Нечаев был мастером притворства и лицемерия. Меня поражает тот факт, что этот человек получил статус народного учителя и преподавал в петербургском приходском училище Закон Божий (до убийства Иванова. — RT).
— В обществе устоялось понятие «нечаевщина». Насколько верно мы его трактуем?
— В России нечаевщина — революционная террористическая деятельность, лишённая моральных принципов. В ней жизнь людей полностью обесценена и посвящена подготовке к «народному бунту», в ходе которого будет установлен «справедливый» общественно-политический порядок. Для достижения этой цели любые средства хороши, а насилие является нормой. Отчасти такое представление отражает содержание деятельности «Народной расправы».
Вообще, существование этой организации, на мой взгляд, во многом было обусловлено тем, что администрация недавно созданной Петровской сельскохозяйственной академии не могла или не умела эффективно работать в студенческой среде. А убийство Иванова, скорее всего, объясняется психической неуравновешенностью Нечаева. Расправа над студентом вообще не имела смысла в контексте подготовки революции.
— Расколола ли нечаевщина русское революционное движение?
— Реакция общества на это убийство была негативная, Нечаева выставили «монстром» от революции, а то, что он сделал, пытались представить как нечто выходящее за рамки революционной деятельности, как исключение.
Но с приходом к власти большевиков началась планомерная работа по моральной реабилитации Нечаева и его подельников. Об этом, кстати, прямо и аргументированно заявил историк и литературовед Борис Павлович Козьмин в предисловии к документальному сборнику «Нечаев и нечаевцы», который вышел в свет в 1931 году.
Я не могу найти оправдания вполне гостеприимной встрече Нечаева в Швейцарии лидерами русского социально-революционного движения.
Также подлежат осуждению попытки реабилитации и апологии нечаевцев в СССР под тем предлогом, что они были борцами с царизмом и якобы пострадали именно за это.
В наше время также предпринимаются определённые усилия к тому, чтобы представить Нечаева и его соратников идейными, несгибаемыми революционерами, жертвовавшими всем за «светлое будущее» трудового народа.
Например, юбилеи убийцы Иванова — Алексея Кирилловича Кузнецова (1845—1928) до сих пор празднуются в Забайкалье. Его именем назван Забайкальский краевой краеведческий музей (после каторги Кузнецов занимался фотографией и сбором краеведческих материалов. — RT), а его самого гордо именуют «известным сибирским революционером».
— Как известно, убийство Иванова произвело большое впечатление на Достоевского, который в молодости был членом кружка «вольнодумцев», но на каторге полностью переосмыслил свои убеждения. Считается, что дело нечаевцев вдохновило его на роман «Бесы». Так ли это?
— Молодой Достоевский во второй половине 1840-х годов стал участником тайного общества. Это был кружок петрашевцев, где наряду с пропагандой коммунистических идей обсуждались планы цареубийства. Достоевский сам прошёл арест, суд, инсценировку расстрела, каторгу. После чего резко поменял мировоззрение.
Достоевский внимательно следил за процессом над нечаевцами. Обстоятельства убийства ими студента, сам суд, информация в прессе — всё это произвело на него сильнейшее впечатление и действительно послужило стимулом к написанию романа «Бесы».
Но интересно, что некая мистика присутствовала в реальной истории нечаевцев. По странному совпадению Нечаев скончался 3 декабря 1882 года, то есть ровно через 13 лет со дня убийства Иванова.
Ироничная и одновременно трагичная история произошла с Петром Успенским, который отбывал наказание в Карийской политической каторжной тюрьме (Забайкалье. — RT). В конце 1881 года имевший проблемы с психикой сокамерник по фамилии Иванов обвинил его в доносительстве по поводу готовившегося для побега подкопа. Иванов с другими заключёнными устроил Успенскому самосуд.
Гибель Успенского привлекла внимание каторжан. Они провели собственное расследование и установили истину. Успенский не был предателем. Он, как и студент Иванов, стал жертвой интриг и манипуляций психически неуравновешенного человека — такого же, как Нечаев.