Как сотню казаков целое войско Кокандского хана победить не смогло
Русский солдат всегда вызывал особую гордость. Многочисленные примеры героизма, стойкости, умения побеждать, когда это считается невозможным, показывают, что такая гордость не какое-то пустое чванство, а вполне заслуженное мнение. 160 лет назад произошел один эпизод, который его подтверждает, и произвел ошеломляющее впечатление на современников. 4 декабря 1864 года началось Иканское сражение, когда всего сотня казаков сумела противостоять 10-тысячному войску Кокандского хана.
К середине XIX века все казахстанские джузы вошли в состав России. Казахам грозило истребление со стороны соседних, агрессивных, государств, и они добровольно приняли подданство империи.
А подданных принято защищать. Поэтому началось движение от Сибирской и Оренбургской линий на юг, постепенно были присоединены многие области этого края, хотя в первоначальных планах такого не было. Но местные ханы не желали мириться с потерей влияния и пытались отбить земли, которые уже привыкли считать своими.
В 1854 году была основана крепость Верный (нынешний Алматы). К 1864 году взят Чимкент, в руках русских оказался и небольшой город Туркестан. Но для мусульман он имел важное значение, поскольку там находился мавзолей философа и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, посещение Туркестана даже считалось малым хаджем.
Поэтому Кокандские владыки не хотели терять контроль над таким важным для мусульман городом и поступаться своим влиянием. Во главе ханства в это время стоял мулла Алимкул, который был регентом при малолетнем хане. Он собрал большое войско, которое оценивают минимум в 10 тысяч человек, и решил отбить Туркестан, который они называли Хазрет.
Город уже не считался фронтовым, а потому большого гарнизона там не было – что-то около 500 человек. Возглавлял его подполковник Жемчужников и основной задачей было отлавливать рыскающие небольшие банды, которые не давали покоя местным жителям.
Вечером 3 декабря 1864 года (по старому стилю), прискакал дозорный киргиз и сообщил, что движется огромный отряд кокандцев. О численности точно сообщить не смог, определил: «как камышей». Жемчужников не принял такое «числительное» в расчет и предположил, что это очередная банда, только крупнее обычной.
На ее поимку комендант 4 декабря высылает сотню уральских казаков во главе с есаулом Василием Серовым. Это был недавно пришедший отряд 2-го Уральского полка, вооруженный новым, нарезным, оружием. Обстоятельство, которое потом окажется очень важным. Как и то, что казаки были опытными воинами, значительная часть сотни участвовала в обороне Севастополя в Крымскую войну. Отряду также была придана гладкоствольная пушка– единорог, и 42 заряда к ней.
Местные жители сообщили казакам, что кишлак Икан, который был в 20 км от Туркестана, уже занят кокандцами. И опять никто не назвал точное число. Оценить это смогли лишь когда подошли к селу. Вот там стало ясно, что это не банда, а регулярное войско и казачьей сотне с ним не справиться.
Есаул Серов дает команду отойти к балке, оврагу, который приметили по пути. Добравшись до нее, поняли, что уже окружены. Коней и верблюдов развьючили и поставили в середину, а сами заняли круговую оборону.
Кокандцы вначале молча шли толпой на казаков, надеясь смутить их своей численностью. Более того, были уверены, что наведут страх на русских. Поэтому раздавшиеся ружейные залпы стали полностью неожиданными. Попадали многие всадники, кокандцы опешили.
Особенно удачно действовала пушка. Артиллеристы стреляли картечью, и она буквально опустошала ряды наступавших. Чтобы противник не понял, что пушка только одна, ее постоянно перетаскивали на различные места. Кокандцы и в самом деле не знали численности казаков, полагали, что это крупный отряд русских.
Кроме того, Серов дал приказ стрелять только по командирам наступавших. Узнать их было легко – самые «расфуфыренные», в нарядных чалмах и с богатыми седлами. А поскольку казаки всегда славились своей меткостью, то практически каждый выстрел достигал цели. Они и из гладкоствольного ружья редко промахивались, а из нарезного вообще наносили ощутимый урон. Самым знаменитым среди них был Терентий Толкачев.
Но у кокандцев тоже были пушки, хоть и сильно устаревшие. И в ночь на 5 декабря они не дали покоя русским солдатам. Хотя урон несли прежде всего животные – лошади и верблюды, но и среди людей появились раненые и убитые.
В Туркестан еще при первом соприкосновении был отправлен посыльный, но, как выяснится, он не добрался. Но там все равно узнали о бое, и Жемчужников 5 декабря выслал отряд на подмогу. Однако он не дошел до казаков и вернулся. Поступок поручика Сукорко, хоть он и выполнил приказ вернуться при численном превосходстве противника, потом признают бесчестным.
Мулла Алимкул предложил Серову сдаться. Он прислал ему записку, где обещал милость каждому солдату, если они сложат оружие и перейдут в ислам. А если откажутся, то обещал перебить всю «тысячу». Так это послание противника неожиданно придало воодушевление казакам – они считают, что их не меньше тысячи!
Утром 6 декабря кокандцы пошли в решительную атаку с трех сторон. На этот раз они использовали иную тактику – двигались за телегами, прикрытыми вязанками с хворостом. Это затрудняло прицельную стрельбу, но не исключало ее совсем. Три атаки удалось отбить. Но потери были очень серьезные – 37 человек.
Тогда есаул Серов принимает решение прорываться к Туркестану. Оставшиеся 42 казака построились в три шеренги, пока одна шеренга стреляла и прикрывала, другие перебегали метров на 100-200. Так и двигались.
К городу начали подходить, когда уже стемнело, а в декабре это было примерно в 17.50 по местному времени. И тут встретились с отрядом, высланным на выручку – Жемчужников все же выслал несколько сотен из своего гарнизона. К этому моменту большинство бойцов были уже настолько истощены за трое суток без сна, еды и холода (выпал снег), что уже не могли передвигаться самостоятельно и их отвезли на телегах.
Так всего сотня казаков сумела дать отпор 10 тысячам воинов Кокандского ханства и полностью сорвало планы внезапного захвата Туркестана и Ташкента. Все выжившие были награждены Знаками отличия воинского ордена – теми самыми знаменитыми солдатскими Георгиевскими крестами.
Есаул Василий Серов получил орден Святого Георгия IV степени. Впоследствии он дослужится до генерал-лейтенанта. Иканское сражение войдет в фольклор и будет сложена песня «В степи широкой под Иканом», а его участники станут легендой. Сами казаки всегда говорили, что помог им Святой Николай, день которого как раз и отмечается 6 декабря по старому стилю, когда сражение начавшееся 4 декабря завершилось.