Как отважная девушка гусаров перехитрила и орден заслужила

В Театре Российской армии с успехом идет спектакль «Гусарская баллада». Режиссер Татьяна Константинова нашла новый подход к известной комедии, музыку для которой написал в 1942 году композитор Тихон Хренников.

Как отважная девушка гусаров перехитрила и орден заслужила
© Вечерняя Москва

Роскошный зал усадьбы Азаровых, куда вихрем врываются все девушки дома, готовясь к вечернему балу, похож на ожившую, ставшую объемной гравюру XIX века. Пышное торжество в этом доме, в который бравый поручик Ржевский (Роман Богданов) приезжает знакомиться с будущей невестой, оказывается последним мирным вечером — завершением праздника становится страшная весть о том, что Наполеон начинает войну с Россией.

Но поначалу кажется, что беды ничто не предвещает. Девушки обсуждают наряды и прически, кокетничая и заливаясь смехом при упоминании кавалеров. Отличается от них озорная Шурочка (Екатерина Кузнецова). Вместо того чтобы размышлять о платьях, девушка вбегает в комнату в мужском сюртуке, веселит подруг гусарскими куплетами и, совершенно не смущаясь, разговаривает с приезжим поручиком, притворяясь корнетом Азаровым. Обидевшись на неловкого гусара, поделившегося страхами насчет облика предполагаемой невесты, девчонка устраивает целый спектакль. Екатерина Кузнецова легко справляется с мгновенными перевоплощениями из смелого юноши в экзальтированную жеманницу, смешно заламывающую руки и закатывающую глаза. Неудивительно, что простодушный поручик не угадал обмана.

Однако проказница отчаянно сбегает из отчего дома, трогательно прощаясь с куклой Светланой, и меняет жизнь барышни на полковые странствия по зимним бивуакам. И хотя спектакль поставлен в жанре романтической комедии, зрители следят не только за любовной линией, горячо откликаясь на патриотические призывы и размышления — после каждой фразы о защите Отечества зал взрывается громкими аплодисментами. Военные события, фронтовой быт, пусть и удаленный на 200 лет от нас, сейчас уже не остается лишь фоном для любовных коллизий, а воспринимается серьезно и живо.

Признаться, и гусары, несмотря на то что в ярких мундирах и эполетах сражаются на шпагах, от которых летят совсем не бутафорские искры, не кажутся персонажами прошлого — слишком хорошо ощущаются параллели с настоящим. Но на любой войне есть место спасительной любви. И, помимо Азаровой и Ржевского, нежными чувствами охвачена и очаровательная, женственная Луиза Жермон (Алена Фалеева) — певица с манерами истинной королевы. Именно она произносит очень важные слова о том, что патриотом может стать и тот, кто всем сердцем полюбил страну, а не только тот, кто в ней рожден.

Хиты, созданные композитором Тихоном Хренниковым, хорошо известны зрителям по фильму Эльдара Рязанова. Однако живое исполнение актерским ансамблем спектакля делает их еще более современными и показывает, что классический репертуар музыкального театра никогда не устаревает. Татьяне Константиновой удалось создать яркий спектакль и соединить серьезные смыслы с комическими ситуациями. Здесь нет показного геройства, есть только благородные типажи, воспитанные на доблестных примерах. Для них посильный вклад в борьбу с врагом — дело естественное.

Но особенно трогательно наблюдать, как меняется поручик Ржевский, превращаясь из солдафона во влюбленного мужчину, когда узнает в нареченной невесте отважного корнета. А сама история все же о том, что даже храбрые воины имеют чуткое сердце, способное к искренним чувствам.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Константинова, режиссер спектакля:

— Героизма в этой истории предостаточно. 17-летняя девчонка сбегает от кукол и бантиков на фронт. Но рассказана эта история с огромным юмором — весело и легко. Вот почему мне пришла в голову идея сделать из известного исторического казуса о девочке, выдававшей себя за гусара, спектакль-праздник: пышное, воодушевляющее действо. Время сейчас не самое легкое, и поэтому особенно хочется подарить людям глоток радости.