Хореограф Сергей Райник: «Не верю, что к пожару в «Хромой лошади» привел фейерверк»

Недоброе предчувствие Сергей Арнольдович, может, у вас было какое-то нехорошее предчувствие накануне этой страшной трагедии? — Да, было. В течение нескольких недель перед этим преследовало ощущение, что с «Хромой лошадью» что-то не в порядке: ну «не то место». Это проявлялось на уровне небольшого рвотного рефлекса, коротких приступов страха. Как это модно сегодня говорить, панические атаки. В моем случае тогда это были микропанические атаки. Особого внимания на них не обращал. До этого пожара я ведь много раз выступал в «Хромой лошади». Тогда это был один самых пафосных и успешных клубов Перми, который посещали солидные, серьезные люди. Если вернуться в ту роковую ночь в клубе, где вас застал пожар? — Это был уже финал открытия мероприятия в честь дня рождения клуба. Сама презентация была мультиплексная: на сцене находилось много людей, включая танцоров. Я в целом отвечал за хореографию: выступал мой коллектив плюс еще несколько – ребята-брейкеры и девочки-батарейки. Получилось что-то типа микроцеремонии открытия Олимпиады, которая включала в себя разные составляющие и завершалась фейерверком. Мы все выступили, после чего ведущий попросил нас покинуть сцену, и должна была начаться программа, когда все кушают и радуются жизни. Фейерверк себе спокойно искрил, уже начинал затухать, когда мы пошли переодеваться в гримерку. Будучи там, примерно через 12 минут мы услышали слова ведущего о том, что «горим». К тому моменту я сам и мои артисты практически были переодеты. Раз мы были в гримерках, то саму «точку соприкосновения» фейерверка с потолком мы не видели. И, честно говоря, я не думаю, что в пожаре виноват фейерверк. На прогоне использовали фейерверк Но по официальной версии, к пожару привела искра фейерверка, попавшая на пенопласт, которым был покрыт потолок в клубе. Вы не согласны с ней? — Нет. На мой взгляд, это ерунда. Понимаете, накануне выступления мы делали прогон с этим фейерверком. Дело в том, что у моих девчонок в платьях были большие силиконовые вставки. И по сценарию мы выпрыгивали с большой сцены на малую, между которыми в этот момент должен был искрить фейерверк. И мне надо было понимать, как он работает, чтобы исключить риски для моих девчонок, чтобы они не обожглись и костюмы не поплавились. Поэтому я настоял на том, чтобы на прогоне использовали фейерверк. Это был холодный огонь. Мне пиротехник, который занимался им, сказал: «Ребята, я вам гарантирую, что он холодный. Поэтому не переживайте, можете даже руку поднести к нему». И я держал руку в этом фейерверке: действительно, ничего не обжигал, просто искрилась эта штука. Единственное, что могло случиться с этим фейерверком в тот вечер, насколько я понимаю, – если вдруг внутри (хотя я не знаю, как устроен этот холодный огонь) могла сбиться схема и он перестал быть холодным, превратившись в горячий. Но это исключительно мои рассуждения сейчас – на уровне гипотезы. Мне кажется, что только в таком случае фейерверк мог привести к возгоранию. Но, честно говоря, не думаю, что это было так. На ваш взгляд, тогда из-за чего загорелось? — Ну откуда мне знать?! Может, проводка. Или что там еще может загореться. Знаете, самое интересное, что подготовка именно к этой праздничной программе велась на очень профессиональном уровне для таких клубов, а не тяп-ляп. Вы поспрашивайте у людей, которые в этом шоу-бизнесе заняты: у них вообще когда-нибудь прогоны бывали? Обычно ведь как: примчались перед самым выступлением, отработали, убежали. А здесь была серьезная программа, мы только к ней готовились несколько недель, прогон делали, музыка была написана. Все проверялось и делалось по уму. Поэтому для себя фейерверк (в качестве причины возгорания) исключаю на 99 %. Отдаю только один процент на то, что он привел к пожару. Сначала выводили людей, потом выносили тела Итак, находясь в гримерке, вы услышали крик ведущего о пожаре. Как дальше развивались события? — Я сразу ребятам: «Давайте быстро-быстро выходим». Гримерки недалеко от служебного выхода находились – 10–15 метров. Выскочили в коридор. И тут раздался хлопок, погас свет и просто моментально, словно под напором, повалил серый-серый дым. Много раз видел, как пускают дымы. Но такого напора дыма, как в ту ночь в «Хромой лошади», никогда не видел. И тогда мы уже на четвереньках быстро поползли в сторону выхода и выбрались на свежий воздух. Кто-то из ваших танцоров пострадал? — У меня никто не пострадал. Нам повезло. Закончили программу, не жевали сопли, быстро оделись. Вот если бы задержались хотя бы минут на пять... Там ведь в основном люди погибли из-за отравления ядовитыми парами. Что делали дальше, когда выбрались на улицу? — Получается, что мы вышли во двор здания. Продышались и начали выводить людей, которые оставались в клубе. Как уже сказал, свет внутри погас. В темноте у людей начинается паника, теряется ориентация. Поэтому включаешь фонарик, набираешь побольше воздуха, задерживаешь дыхание, тряпку в лицо, и забегаешь через черный вход. Видишь, что люди, как слепые мыши там: не понимают, куда им ползти. Хватаешь за руку, выводишь. И сколько человек удалось таким образом вызволить? — Около десяти, наверное. Не возникало страха, что забежите и не вернетесь? — Ну, ты же понимаешь, что вход открыт, куда и сколько примерно надо пробежать, чтобы взять человека за руку и обратно вернуться. Народ-то тренированный: на задержке дыхания могли немало пробежать. Что потом делали? — Дальше уже вытаскивали тела людей. Нашли какие-то ковры, тряпки. Складывали людей на них. Это уже вместе с пожарными делали. Много людей было, кто помогал. Знаете, было ощущение, как в муравейнике. «Понимал, что произошел адский ад» Как долго оставались у клуба в ту ночь? — Примерно до пяти часов утра. Потом пошел пешком домой. Выехать оттуда невозможно было, потому что движение было заблокировано скорыми, милицией. Внутри меня зияла какая-то пустота, такое ощущение, что я словно кино смотрю. Психика просто выключилась. Я просто делал то, что нужно. Тогда осознавали масштабы трагедии? — Не хотел сильно об этом думать. Конечно, краешком сознания понимал, что произошел какой-то адский ад. Но «выворачивания кишок» со своей психикой я не проводил. Ваше мнение: можно было избежать такого количества жертв? — Думаю, что нет. Не знаю, что там творилось в самом большом зале: тот ад я не видел. Если бы в клубе хотя бы окна были: можно было их разбить, сколько бы людей тогда смогли выскочить. Но дизайн в «Хромой лошади» был таков, что окна все были забиты, к сожалению. После этого пожара стали обращать внимание на безопасность в заведениях, в которых выступали? — Конечно-конечно. Смотрели, сколько выходов, куда бежать, если что. Какие окна, куда двери открываются. А страха выступать в клубах и других заведениях не возникало? — Нет, у меня точно не было боязни выступать потом. А вот одна девочка у нас после пожара ушла из коллектива. Вообще прекратила танцевать. Сказала, что не может заниматься этим после «Хромой лошади». Но я в принципе к тому времени уже заканчивал эту историю с танцами в клубах. Для меня тот период стал своего рода перешейком, промежуточным этапом между двумя большими периодами творческой деятельности. Просто мне нужно было, как говорится, на хлеб зарабатывать. Эта трагедия и спасение на пожаре как-то повлияли на ваше мировосприятие? Может, на творчестве отразилось? — Я бы здесь какую-то философию сильно искать не стал. Какие-то кармические выводы пусть каждый сам для себя делает. Не собираюсь никого обвинять, потому что у нас, извините, пол-России живет с такими клубами, центрами и так далее. Это, как говорится, наша с вами цивилизация, так у нас все устроено. Конечно же, я вспоминаю этот пожар. Не скажу, что часто. Но время от времени память возвращает меня туда – в ту ночь 5 декабря, в клуб «Хромая лошадь». Ранее «ФедералПресс» публиковал рассказ бывшего сотрудника краевого управления МЧС, который работал на этом пожаре и руководил пунктом сбора погибших. Рекомендуем почитать материал «Людей загнали в смертельную ловушку»: воспоминания пожарного о трагедии в «Хромой лошади». Фото: НП «Викимедиа РУ»* / Аноним Инкогнитович / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 (CC BY-SA 3.0), ФедералПресс / Максим Артамонов * 18 МАРТА 2024 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧЕНА МИНЮСТОМ РФ В РЕЕСТР «ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ»

Хореограф Сергей Райник: «Не верю, что к пожару в «Хромой лошади» привел фейерверк»
© РИА "ФедералПресс"