Двухэтажные автобусы в советской Москве: за что их не любили москвичи

В 1930-1950 гг. москвичей перевозили необычные транспортные средства — двухэтажные троллейбусы и автобусы. Один из таких троллейбусов, например, можно увидеть в известном фильме «Подкидыш». Однако аналоги легендарных лондонских «Рутмастеров» в СССР «не прижились».[С-BLOCK]

Двухэтажные автобусы в советской Москве: за что их не любили москвичи
© Русская семерка

Английско-ярославские троллейбусы

Прообразом первого советского двухэтажного троллейбуса послужил британский даблдеккер English Electric Cоmpany AEC 664T, импортированный в СССР в 1937 году и вошедший в состав Второго троллейбусного парка Москвы.

На следующий год конструкцию восьмитонного трехосного английского «великана» скопировали инженеры Ярославского автомобильного завода. Всего было выпущено 10 двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3, причем первый рейс по проспекту Мира приурочили к выборам в Верховный Совет РСФСР, которые состоялись 26 июня 1938 года.

Даблдеккер мог вместить 100 человек. Он имел в длину 9,45 м и приводился в движение мотором мощностью 74 кВт. От английского оригинала ярославский троллейбус отличался весом — он был на 2 т тяжелее, что повлияло на плавность хода и торможения. В 1940 году конструкцию модернизировали, сделав вторую дверь в передней части кузова.

В первое время москвичи и особенно гости столицы из любопытства активно лезли наверх, откуда во время поездки открывался красивый вид. Однако в целом пассажиры оказались не очень довольны новыми троллейбусами. Не всем было удобно подниматься на второй этаж по винтовой лестнице, да и ехать там можно было только сидя. На первом же этаже пассажиры упирались головами в низкие потолки. ЯТБ-3 были недостаточно скоростные (до 55 километров в час), из-за чего уже в первый месяц работы движение на обслуживаемых ими маршрутах существенно замедлилось. А поднятые на один метр контактные провода оказались неудобны для обычных одноэтажных троллейбусов, которые с улиц никуда не делись.

Зимний сезон выявил еще одну проблему — из-за наледи на московских дорогах двухэтажные троллейбусы стали опасно раскачиваться при езде. По легенде, однажды это увидел Иосиф Сталин, ехавший в своем кортеже, и испугался за жизнь пассажиров. Хотя случаев опрокидывания, скорее всего, не было, даблдеккеры больше решили не выпускать, хотя такие проекты обсуждались в 1940-х годах. Вместо двухэтажных троллейбусов в городах СССР появились сочлененные.

В 1952 году оставалось всего 3 таких машины, а в год смерти «отца народов» их эксплуатация была полностью прекращена (единственный английский AEC перестал работать еще раньше — в 1948 году). Кузов от ЯТБ-3 некоторое время служил складом в московском троллейбусном парке.[С-BLOCK]

Германские автобусы

В течение шести лет никакой двухэтажной техники в Москве не было, пока в 1959 году Советский Союз не получил из ГДР три автобуса моделей Büssing D2U (выпускались в Баутцене) и Do-56 (вероятно, был сделан на заводе Berliner Verkehrsbetriebe). По одной из версий, председатель Совета министров Восточной Германии Отто Гротеволь подарил их русским, отблагодарив таким образом Никиту Хрущева за лимузин ЗИЛ. По другой версии, автобусы были «экспериментальные», закупленные московскими властями для испытания возможности перехода на подобный вид транспорта.

Как и двухэтажные троллейбусы, необычные автобусы можно увидеть в кино — Büssing «засветился», например, в детском фильме 1963 года «Я купил папу». В нем подробно показано, как мальчик забирается на второй этаж по винтовой лестнице и совершает поездку.

Сначала московские даблдеккеры обслуживали «экскурсионный» маршрут № 111, соединяя МГУ с площадью Свердлова, затем были переведены на 144-й и, наконец, на 211 маршрут.

Отказались от двухэтажных автобусов из-за тех же недостатков, что ранее были выявлены у троллейбусов — медлительности, плохой маневренности и опасности опрокидывания на поворотах. Кроме того, из-за неудачной конструкции немецких машин вторые этажи не пользовались популярностью — пассажиры не успевали сходить с них на остановках. Запчасти для этих моделей закупать не стали, поэтому, когда к 1964 году все двухэтажные автобусы сломались, их попросту списали на металлолом.