Сверкала как бриллиант. Реставраторы отреставрировали коронационное платье жены Николая I – императрицы Александры Федоровны

В Музеях Московского Кремля завершили реставрационные работы над коронационным платьем жены Николая I императрицы Александры Федоровны. Это первый женский наряд XIX века, который дошел до наших дней в сохранности, рассказывает корреспондент «МИР 24 Сергей Поляков.

Сверкала как бриллиант. Реставраторы отреставрировали коронационное платье жены Николая I – императрицы Александры Федоровны
© Мир24

Коронационное платье сшито по моде XIX века, в стиле бидермайер. Основной материал гладкая серебряная парча. Богатые объемные узоры тоже из серебряной нити. На солнце платье разливалось сиянием. Пока императрица шла к Успенскому собору Кремля, она должна была сверкать словно бриллиант.

На платье вышиты объемные плющ, роза и лилии. Плющ символизирует вечное семейное счастье и любовь. Николаю I она подарила четверых детей. Роза отмечает молодость и красоту обладательницы. Императрицей восхищался в том числе Александр Пушкин, а лилии чистоту и кроткий нрав.

«Императрица никогда не предполагала, что, выходя замуж за одного из членов семьи Романовых, когда-либо взойдет на престол. Она предпочитала более частную, более закрытую жизнь, чем ей предстояло.

Свое имя Александра Федоровна государыня взяла после замужества. При рождении будущую русскую императрицу звали Фредерика Луиза Шарлотта Вильгемина Прусская. Она была дочерью Вильгельма III, короля Пруссии. Династический брак служил укреплению прусско-русских отношений.

«В платье из такой парчи при дворе могли появляться только члены императорского дома. Все коронационные платья российских императриц, начиная с Елизаветы Петровны, выполнялись только из гладкой серебряной парчи, непременно с вышивкой серебром.

Когда платье поступило на реставрацию, объемные цветы местами были сломаны, вышивка деформирована, а шелковые нити обветшали. Работа продолжалась около 10 лет.

«Специалист, когда берет в работу тот или иной экспонат, должен тщательно продумать каждый этап работ. И конечно, каждый экспонат отличается от предыдущего. У нас нет двух одинаковых. Перед реставраторами стояла очень непростая задача: прежде всего придумать методику восстановления цветов.

Уже завтра платье императрицы вернется в экспозицию Оружейной палаты Московского Кремля.