«Гибридная война»: как нейтральная Швеция противостояла СССР во Вторую мировую
После последней официальной русско-шведской войны 1808—1809 годов, когда Российская империя приросла Финляндией, Швеция не избавилась от желания взять реванш. Прикрываясь нейтральным статусом, она участвовала в боевых действиях против нашей страны, но исподтишка.
До Великой Отечественной войны
Оба раза шведские добровольцы воевали на стороне финнов против русских. Сначала — в 1918 году, во время финской гражданской войны, затем в ходе советско-финской войны. Формально сама Швеция была ни при чём: помогали Финляндии исключительно добровольцы, как рядовые, так и офицеры, их было немногим меньше 10 тысяч, они составили отдельные воинские подразделения.
Швеция же ничего не сделала для ограничения возможности добровольцам попасть в Финляндию и принять участие в боях. Не было никакого преследования вернувшихся. Швеция продолжала утверждать, что не является стороной конфликта и соблюдает нейтралитет. Хотя в стране был организован сбор средств и вещей для воюющих с РККА, в Финляндию посылали оружие и предоставляли значительные кредиты, работали 47 вербовочных пунктов. Кроме того, в шведской печати во время и после Зимней войны шла массированная пропагандистская кампания, направленная против СССР. Раздавались призывы к войне с Советским Союзом. Обо всём этом можно прочесть, например, в заявлении правительства СССР от 5 января 1940 года, переданном полпредом СССР в Швеции Александрой Коллонтай министру иностранных дел Швеции Гюнтеру и в сообщении Наркомата иностранных дел СССР от 15 января 1940 года «Советско-шведские и советско-норвежские отношения».
При этом Швеция первой из европейских стран наладила торговые отношения с Советской Россией — весной 1918 года и одной из первых установила дипломатические отношения с СССР (16 марта 1924 года).
Вторая мировая
Нейтральный статус не помешал Швеции быть на стороне нацистской Германии. В частности, через шведскую территорию шли грузы, в том числе войска и вооружение. В дивизиях СС воевало порядка 12 тысяч шведских добровольцев. Швеция поставила Германии порядка 58 млн тонн железной руды, из которой, по подсчётам историков, было изготовлено около 40% нацистского вооружения. Кроме того в 1939—1945 годах шведский экспорт составил: 7 млн тонн целлюлозы, 13 млн кубометров пиломатериалов, 60 тысяч тонн подшипников и 70 тысяч тонн машин и оборудования, говорят данные «Норшенсфламман». Через шведские «нейтральные» порты, по данным советской разведки, только в январе-октябре 1942 года из Латинской Америки для Германии было ввезено 6 млн тонн грузов. В транспортировке участвовали шведские суда.
Перевозки стали причиной военных действий между Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ) и шведскими ВМС. Одиночные атаки советских подводных лодок на шведские торговые суда, перевозившие грузы для немцев, фиксировались ещё в 1941 году, но в 1942 году была развёрнута настоящая охота за «нейтральными» шведами, участвовавшими в поставках Германии. Решение было принято на заседании Военного совета КБФ по итогам доклада начштаба, вице-адмирала Ралля.
Первый инцидент между советскими и шведскими вооружёнными силами фиксируется 9 июля 1942 года, когда патрульный шведский самолёт обстрелял из пулемётов подлодку «С-7» у острова Аркё, заряжавшую в надводном положении аккумуляторные батареи. Были сброшены две авиабомбы, когда подлодка начала погружение. Самолёт ещё долго барражировал над местом погружения подлодки, что советские моряки наблюдали в зенитный перископ, есть запись в журнале. В тот же день «С-7» ещё раз была атакована шведами.
Во второй половине дня «С-7» обнаружила конвой из восьми «торговцев» под охраной четырёх боевых кораблей: двух эсминцев типа «Гетеборг» и двух сторожевых кораблей типа «Ягарен». Эскорт заметил поднятый перископ и эсминец «Норденшельд» попытался таранить подлодку, которая ушла от столкновения через экстренное погружение. Но 9 июля «С-7» всё же улыбнулась удача, она потопила транспорт «Маргарита», шедший в составе крупного конвоя. Есть радиограмма с борта эсминца «Стокгольм» командующему ВМФ Швеции о гибели парохода.
Всего в шведских водах действовали несколько советских подводных лодок, вступавших в противоборство с надводными кораблями и самолётами Швеции. Видимо, именно со времён Великой Отечественной у шведов осталась паническая боязнь «русских подлодок», которые они до сих пор регулярно «обнаруживают» в собственных территориальных водах.
Шведы помогали прибалтийским "лесным братьям"
Как пишет шведский военный историк Кристер Бергстрём, автор множества статей и 27 книг о Второй мировой войне, ставших бестселлерами, шведские спецслужбы поддерживали прибалтийских антикоммунистических партизан после окончания войны. Ещё в ходе Второй мировой шведское бюро «С» установило тесные контакты с немецким отделом внешней разведки, управлением «Иностранные войска — Восток», действовавшим против СССР. Шведы начали агентурную работу против СССР в Прибалтике в 1944 году, для отправки агентов широко использовался остров Готланд. В 1944—1946 годах было проведено 64 операции по заброске агентуры в Советскую Прибалтику, больше половины — с Готланда.
Переименованное после войны в Канцелярию «Т» подразделение шведской разведки продолжало заброску до самого начала пятидесятых годов, пока прибалтийское националистическое подполье не было разгромлено. Оружием его снабжало шведское Армейское управление. В спецоперациях были задействованы церковь и Шведское радио, передававшее «лесным братьям» кодовые послания, о чём пишет Петер Кадхаммар в книге «Заговорщики», опубликованной в 1999 году. В деятельности Канцелярии «Т» посильную помощь оказывала британская МИ-6. Шведская общественность игнорирует многочисленные доказательства участия их страны в поддержке подполья в стране-соседе, занимавшегося, в первую очередь, диверсиями и убийствами. Бергстрём приводит цифру в 17 тысяч человек, уничтоженных «лесными братьями» в трёх прибалтийских советских республиках. Собственные потери инсургентов он оценивает в 26 тысяч.