Купил козу за три гроша и выгнал жену из дома. Читаем сказки Омского Прииртышья
Где в Омской области не перевелись ещё сказочники и как из "белобородушки" превратиться в "дерезу", - читайте в нашем материале. Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках Омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор. В Государственном центре народного творчества презентовали сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края . А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению. Одна сказочная философия - хорошо, а девять лучше. Родом из Седельниковского района Омской области династия сказочников Матюковых-Малаховых . Любовь к завораживающим сюжетам была взращена в их семье ещё в прошлом веке, истории передавались из поколения в поколение. Сказочная традиция не забыта и сегодня. Династия Матюковых-Малаховых состоит из 9 сказочников: Павлина Ефимовна Матюкова (1907-1982), Лидия Федосовна (Матюкова) Горбовцева (1928-2014), Пётр Фёдорович Матюков (1936-2006), Василий Фёдорович Матюков (1933-2009), Анатолий Петрович Матюков (1963 г.р.), Елена Петровна (Матюкова) Малахова (1970 г.р.), Александр Сергеевич Малахов (1991 г. р.), Татьяна Владимировна (Матюкова) Баранцева (1991 г. р.), Игорь Александрович Матюков (1993 г. р.). Носителями литературного наследия становятся "памятливые" члены семьи, остальные, хоть и знают сюжеты с малых лет, но рассказывают их только в кругу семьи. Сказку "Коза-дереза", о которой сегодня пойдёт речь, записала из уст Петра Фёдоровича Матюкова его дочь Елена Малахова в 1999 году, одна из самых способных учеников династии. С 4-5 лет они уже испытывают потребность в аудитории. Жена Петра Фёдоровича вспоминала, как однажды они даже потеряли девочку: "…всю деревню обыскали, все колодцы - нет нигде! Прибегаю в школу, а ина там. Зашла к ребятам в класс, рассказала все мальцевы стишки и басни, все бабины сказки. Я двери в класс открываю, а ина пяеть: Сядить кошка на вакошке, Вышиваеть сабе хвост. - Девки, Масленка проходить, Настаеть вяликий пост!" Тогда маленькую Лену увели домой, но она так плакала, не желая покидать своих слушателей. С 6 лет ребёнка отправили в школу. После этого случая учительница подарила девочке две книги со сказками "Снегурочка" и "Гуси-лебеди". Пётр Федорович прочитал дочери эти сказки и объяснил, что есть сказки "наши" - то есть устные, и есть "книжные" - "Книжные сама будешь читать, а наши сказки с книжными не мешай". НИЧЕГО ОСОБЕННОГО - ПРОСТО СКАЗОЧНАЯ СЕМЬЯ - Седельниковский район - это отдалённый куст деревень белорусских переселенцев. Наши потомки жили в некой консервации, поэтому сказки так хорошо сохранились. Я выросла в сказочной атмосфере, соответственно, своему сыну я тоже рассказывала эти истории. Ничего особенного в этом нет для нас. Сказочники и сказочники! - Елена Малахова ДЛЯ КАЖДОГО РАССКАЗЧИКА КОЗА УНИКАЛЬНА - Пётр Фёдорович называет козу "дерезой", а вот его сестра Лидия Федосовна (Матюкова) Горбовцева, рассказывая внукам эту сказку, называла героиню "Козочка-розочка". - Елена Малахова У каждого в династии сказочников свой подход к историям, как и у каждого читателя своё понимание содержания и сюжетных линий. Для ученицы Павлоградской детской школы искусств Милании Пропустиной, чья иллюстрация вошла в сборник, сказка о козе написана с лёгким юмором, но при этом полна важных жизненных уроков. Художественным искусством девочка занимается 5 лет под чутким руководством своего преподавателя Оксаны Петровны Новиковой. Как отмечает Милания, впереди ещё много работы и, быть может, удастся открыть свою персональную выставку. Теперь в творческом портфолио ученицы есть сказочный образ козы. Она бойкая, хитрая, шустрая, красивая и яркая. - Сказка очень поучительная, а образы персонажей очень чёткие. Например, у меня появилась неприязнь к главной героине, но мне бы очень хотелось верить, что коза осознала свои ошибки и вернулась к деду, а он, в свою очередь, вернул домой дочь и жену. В жизни всякое бывает, главное - успеть всё исправить, - отметила юная художница. В семье ещё одного творческого человека сказки - тоже один из любимых жанров. По словам омского скульптора Андрея Юдина, в семье, где есть маленькие дети, по-другому никак. "Мы сами живём практически в сказочном мире. Мы эти истории читаем, сами их сочиняем, вся наша жизнь напоминает одну большую сказку!" В образе козы воплощена мечта деда, считает Андрей Юдин. Мнение нового объекта обожания стало для него важнее, чем семейное счастье. В сибирской козе скульптор разглядел лису из более известной русской народной сказки "Заюшкина избушка". А вот у деда нашёл похожие черты с самим собой. - Порой совершал такие поступки, как дед, за которые потом приходится расплачиваться, но постепенно мы набираемся мудрости и не всех жён выгоняем из дома. Что же будет с той козой? Ну, а куда ей деваться, куда скакать?! Пойдёт дальше искать очередного зайчика, кролика, барсучка, как-то устраивать свою жизнь, потому что жить и козам надо. Они же не виноваты, что они такие. На то она и коза, чтобы овечка не дремала , - сказал Андрей. Защищать слабых, не обманывать, быть благодарным тем, кто тебе однажды помог, - в сказке "Коза-дереза" можно найти много уроков, применимых к современной жизни. Наши предки напоминают нам и о важности института брака, ведь лишь предашь свою семью, променяешь на козу, вмиг останешься в краю, где проронишь ты слезу. Чтоб исправить положенье, нужно выгнать дерезу. И тогда не в сновиденьи - придёт счастье наяву! Фото рисунка предоставлено Государственным центром народного творчества Омской области, изображения созданы с помощью Midjourney