Изучая паству: почему россияне считают себя верующими, но не ходят в церковь и не знают молитв
Россияне считают себя верующими людьми, но в церковь не ходят и молитв не знают. Разобраться в рамках газетной публикации, кто же мы тогда на самом деле, невозможно, но мы собрали мнения экспертов.
Большинство россиян считают себя верующими людьми: принадлежность к религиозной конфессии декларируют 66% жителей страны. Такими результатами опроса поделились в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики. Согласно опросу, 31 процент респондентов не считают себя верующими людьми, а 3 процента затруднились с ответом. Большинство опрошенных отнесли себя к православным. Самое значительное количество атеистов обнаружилось среди жителей Северо-Западного и Уральского федеральных округов. А Северо-Кавказский федеральный округ стал единственным, где преобладает мусульманское население, а доля атеистов минимальна — 11 процентов.
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова добавляет, что процент верующих выше среди женщин (71% против 59% среди мужчин). Женщины больше вовлечены в религиозную жизнь, чем мужчины: они чаще отводят религии важное место в жизни и чаще участвуют в богослужениях.
— Чем старше опрошенные нами респонденты, тем выше среди них доля верующих: она растет от 46% среди наиболее молодых респондентов до 71% среди тех, кто старше 60, и это цифры ожидаемые.
Среди молодежи в возрасте 18–24 лет верующих меньше, чем тех, кто не относит себя ни к одной конфессии или затрудняется с ответом (54%). Среди более старших жителей страны доля атеистов не превышает трети. Общая доля верующих в последние пять лет преимущественно оставалась в пределах 66–69%, за исключением кратковременного роста до 76%, произошедшего в 2022 году.
— Значительные социальные потрясения — начало специальной военной операции, напряженная обстановка в мире и в стране — могли стать причиной того, что больше людей обратились к религии, однако этот подъем был краткосрочным, — отметила Мерсиянова.
Почти деликатес: как питаться в Рождественский пост без вреда для здоровья
Так принято
Цифры, приведенные в этом исследовании, могут показаться несколько завышенными. Людей, которые приходят в церкви, соблюдают религиозные обряды, по субъективным ощущениям, не так уж много. Историк и социолог Юрий Московский полагает, что на результаты могло влиять так называемое социально одобряемое поведение.
— То, что в обществе оценивают положительно, человек отражает в ответах на вопросы социологов. Допустим, вам задали вопрос «считаете ли вы такого-то деятеля великим?» Когда все вокруг называют его великим, человек за редким исключением отвечает утвердительно. Когда конъюнктура меняется, он может поменять свое мнение, причем абсолютно искренне. Сейчас многие считают, что называть себя атеистом не очень хорошо. Можно сказать, что «я верую в высшие силы, Бога, но не принадлежу к какой-то конфессии». Но быть атеистом не модно. Если бы такой вопрос о религии задали в 30–40-е годы прошлого века, наверняка люди отвечали бы на него иначе: человек мог тайно носить крестик, быть верующим, но говорить, что он в Бога не верит.
Тем не менее, по словам эксперта, увеличение числа верующих во времена неопределенности и испытаний вполне объяснимо. Для государства важно, чтобы на фоне этого стремления к потустороннему люди не впадали в крайности. И потому государство пытается взять процесс под контроль, поддерживая конфессии, которые считает лояльными к себе.
— Люди могут быть уверены в существовании бабок-ежек, макаронных монстров, привидений. Ничего страшного нет, если кто-то верит в Деда Мороза. Но если возникает структурированная, неподконтрольная государству организация со своей иерархией, это вызывает резкую неприязнь. В качестве примера можно привести всевозможные неоязыческие культы. Патриарх Кирилл на прошедшем недавно Всемирном русском народном соборе уделил этой теме большое внимание. Люди придумывают то, чего не было, и вокруг этого делают культы. Данных по русскому и славянскому язычеству полуторатысячной давности у нас практически нет. Толстые книжки, которые сейчас выходят, по большей части являются выдумкой авторов. Одни нафантазировали, а другие верят.
Я многократно наблюдал, как придуманная буквально «по пьяни» идеологема начинала овладевать массами. Социолог уверен, что с идеологической провокацией нельзя играть.
Явилась во сне, чтобы защитить: как иконы меняли ход истории и спасали страну от захватчиков
— Если взять возрождающиеся сейчас древнеязыческие культы, то у нас в ряде регионов это намеренно поддерживается местной администрацией. Например, привлекают туристов, возвращая древние религии. Сидит бывший секретарь райкома партии и изображает шамана. Кто-то будет воспринимать все его слова как сказку, а кто-то начнет смотреть на это серьезно — со всеми вытекающими последствиями. Государство должно взаимодействовать с понятными религиозными традиционными конфессиями или теми религиозными организациями, которые существуют на территории страны на протяжении многих столетий. Но важно не впадать в крайности. У нас по Конституции светское государство. И каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой — это тоже право человека.
Цифры не врут
Ирина Мерсиянова говорит, что на вопрос о принадлежности к какой-то конфессии практически каждый год люди отвечают одинаково. Сомневаться в цифрах из-за того, что в вашем окружении мало воцерковленных, не стоит. Во-первых, о своей вере не принято говорить направо и налево. Кто-то будет ходить в церковь, и вы даже не догадаетесь об этом. Во-вторых, доля людей, придерживающихся всех религиозных традиций, не так высока.
— Уровень погружения в религиозные практики у всех разный. Есть люди, которые из туристических соображений посещают церкви, ставят там свечки и считают себя верующими.
Священники утверждают, что практикующих православных верующих, которые в полной мере выполняют требования и ритуалы своего вероучения, в нашей стране не больше двух процентов.
При этом большая часть верующих даже не задумываются о том, что для них значит Бог. Они не виноваты, их просто не научили.
— Взрослый человек должен верить достаточно осознанно, — говорит иеромонах, клирик Северодонецкой епархии Украинской православной церкви Московского патриархата Феодорит (Сеньчуков). — Он хотя бы должен понимать, в кого верит. Ему необязательно знать сложные богословские построения, но при этом следует задумываться, что означает слово «Бог», кто такой Святой Дух, как он с нами общается. Это простые истины. И если человек считает себя христианином, он должен верить не только в Христа, но и в Церковь. Это понятие есть и у католиков, и у протестантов. Мы не можем быть христианами, если мы не общаемся с Богом. А делаем мы это вместе — то есть общиной. Это и есть «Церковь».
МНЕНИЕ
Макарий (Маркиш), иеромонах:
— Наша Церковь существует не для того, чтобы отделять истинно верующих от неистинно верующих. А для того, чтобы каждому дать возможность проявлять веру свободно, для того, чтобы веру укрепить. Те, кто для себя открыл Церковь, сделал ее частью своей жизни, стараются каждое воскресенье быть в храме на литургии. Это общая молитва, которая возносится от лица верующих, священнослужителей и мирян. В этом и есть особенность церкви.
Она нужна не для того, чтобы соблюдать какие-то формальности, а для того, чтобы объединять в общей молитве. Но при этом в определенные моменты люди приходят к нам для того, чтобы побыть один на один с Богом, открыть ему свои печали и радости, попросить у него помощи, укрепления. Наша Русская православная церковь открыта для каждого человека, и каждый находится на каком-то своем пути восхождения к Богу.
Как говорят, всему свое время — время разбрасывать камни и собирать их. Как правило, родители заботятся о том, чтобы воспитать детей в православной традиции. Ходят с ними в храм. Затем дети вырастают. Бывает, что в этот период молодые люди отходят от Церкви, ищут другие пути. Но чаще всего, когда они находят свою любовь, создают семью, снова к нам возвращаются. Поверьте мне, абсолютное большинство, даже люди, которые себя верующими не считали, вдруг задаются вопросом, надо ли крестить ребенка. И очень часто с этого вопроса начинается их новое воцерковление. Они вместе со своими детьми проходят этот путь. У нас очень много молодых родителей, которые ранее были далеки от традиции, от знания Церкви. Причем это люди из самых разных сфер — в том числе программисты, представители креативных индустрий.
Мы не осуждаем людей, которые не приходят в церковь. Христос говорит: «Я стою у двери и стучу». То есть он ждет, когда его услышат. И мы ожидаем. Есть люди, которые не думают о спасении. Но знаете, когда каждый человек провожает близкого в последний путь, он наверняка задумается о том, что его ждет в вечности. Никто не сомневается в том, что эта вечность есть, что мы все туда уйдем. Ну а как к этому относиться, каждый решает сам. Каждый идет своим путем.
ЦИТАТА
Евгений Водолазкин, писатель, литературовед:
— Если я смертен, то зачем тогда все, что я делаю? Эта мысль потрясла меня до глубины души. Единственным ответом стала для меня вера. Причем, что интересно, верить «во что-то» я начал значительно раньше, чем задумался о тщете бытия. Но это была именно что вера «во что-то», некое персональное язычество. В каких-то напряженных жизненных ситуациях я просил о помощи… у чего-то такого, что сам не понимал. И тут, кстати, можно вспомнить, что человек в своем развитии повторяет путь человечества. Вот как большинство европейских народов перешли от язычества к христианству, так и у меня в шестнадцать лет совершился этот переход.