Выставка "Виктор Цой. Легенда" погрузит в мир творчества лидера группы "Кино"
В пространстве "Севкабель Порт" бюро Planet9 представило выставку "Цой. Легенда" - вторую часть большого проекта, посвященного лидеру группы "Кино". Через несколько лет после первой выставки, прошедшей в московском "Манеже", она расширилась и переместилась в родной город музыканта. Так что же можно посмотреть на выставке? Рассказали в материале.
Продуваемый ветром с Финского залива "Севкабель" - вдалеке от основных туристических троп - подходящая локация для рассказа о Цое. Здесь нет шума Невского и парадной красоты Дворцовой площади, тут ничто не отвлекает от истории человека, который успел побыть музыкантом, художником, актером. Автор идеи проекта, создатель бюро Planet9 Агния Стерлигова поясняет, что проект рассказывает о появлении легенды о Викторе Цое - не только яркой звезды 1980-х, но и человеке, чье творчество отзывается и сегодня. А сама экспозиция, развернувшаяся в тринадцати залах, сродни иммерсивному погружению в неснятое кино с Цоем в главной роли. Саундтрек (с аутентичной аудиокассеты, на которую записан аудиогид) начинает звучать в наушниках, как только входишь в первый зал.
Первые работы
Цоя в конце 1970-х окружала не столько музыка, сколько изобразительное искусство. Он учился в Серовском училище, а когда его оттуда отчислили - поступил в ПТУ по специальности резчика по дереву. Работы того времени - этюды с видами Ленинграда, натюрморты, деревянные маски и фигурки. А еще самодельные плакаты с изображениями кумиров - Led Zeppelin, Джимми Хендрикса, Дэвида Боуи. Их Цой рисовал с постеров и фотографий из журналов, а потом продавал на толкучке у магазина "Юный техник". На полученные деньги покупал пластинки с их записями. По ним же он изучал английский язык.
Аромат "Камчатки"
Котельная при женском общежитии Первого стройтреста Ленинграда (или "Камчатка", как ее называли) в середине 1980-х стала эпицентром музыкальной жизни. Вслед за Цоем туда устроились работать Александр Башлачев, Сергей Фирсов, Станислав Задерий. На выставке зал, посвященный "Камчатке", погружен в темноту, горит лишь огромное жерло топки, да подсветка выхватывает кучи угля с воткнутыми в них на манер лопат гитарой и ударной установкой. В наушниках играет "Это странное место Камчатка" - занятно, но песню Цой написал еще до того, как устроился туда работать кочегаром. При желании можно даже почувствовать аромат котельной: специально для выставки создали парфюмерную композицию и разместили в зале. Вдыхать лучше с осторожностью.
Цой-романтик
На свой первый большой гонорар Виктор Цой купил шубу для своей возлюбленной Натальи Разлоговой. А из поездки в Америку привез парные брелоки: сердце для нее, ключик - для себя.
Трансформация стиля
Прежде чем возник канонический образ total black - кожаная куртка, джинсы, браслеты, галстук-боло, Цой носил камзолы и жабо. Но постепенно стал создавать новый стиль, в котором отразилось и его увлечение восточными единоборствами, и наблюдение за героями американских фильмов. "Базу" музыкант шлифовал: красил в зеленый цвет молнию куртки, нашивал стразы, крепил на воротник типсы для галстука-боло.
Актер года
Роль в фильме Рашида Нугманова "Игла" принесла Виктору Цою всесоюзную известность. В 1989 году он появился на обложке журнала "Советский экран" - впервые в истории читатели назвали лучшим актером музыканта. Продюсер европейского альбома "Кино" - "Последний герой" Жоэль Бастенер рассказывает, что во время поездки Цоя во Францию ему предложили сыграть роль молодого Чингисхана, но проект не состоялся из-за трагической гибели музыканта. Как и советско-американский фильм "Цитадель смерти" - продолжение "Иглы". Сценарий к нему Рашид Нугманов писал с Уильямом Гибсоном, автором романа и сценария "Джонни-мнемоник".
Актуальный художник
У Цоя не было мастерской, он никогда не состоял в профессиональном объединении, вроде Союза художников, но не переставал экспериментировать со стилями. Он расписывал аудиокассеты, рисовал на клеенке и на полароидах, лепил из пластилина и вырезал из дерева. Среди постоянных персонажей Цоя - "пляшущие человечки", играющие в теннис, загорающие на пляже, ведущие охоту на неведомого зверя. А в некоторых работах можно увидеть оммажи на творчество Малевича и Пименова. Его творчество сродни экспрессивным работам Жана-Мишеля Баскии. Не случайно Энди Уорхол, увидев работы Цоя, пришел в восторг - он не ожидал, что за железным занавесом может существовать такая свобода творческого самовыражения.
Русский музыкант за рубежом
Цой успел побывать во Франции, США, Японии. Певица и продюсер Джоанна Стингрей, которая в 1980-е занималась продвижением русского рока на Западе, рассказывала, что одним из желаний Виктора было побывать в "Диснейленде". Свою мечту он исполнил и радовался, как ребенок. В поездках он не расставался с видеокамерой, стараясь запечатлеть все, что его удивляло.