От Бондарчука и Михалкова до Юры Борисова: успехи российских кинематографистов на «Золотом Глобусе» и «Оскаре»

Юра Борисов стал первым российским или советским номинантом премии Золотой Глобус. MIR24.TV вспоминает номинантов и победителей из истории отечественного и постсоветского кино на двух главных кинопремиях. На данный момент в копилке СССР и России два Золотых глобуса и шесть Оскаров.

Как СССР и Россия «Оскара» брали
© unsplash.com

1940-е годы

В 1940-х годах началась история участия советских кинематографистов в Оскаре. Картина Леонида Варламова и Ильи Копалина Разгром немецких войск под Москвой получил статуэтку в 1943 году за лучший документальный фильм.

В 1947 году среди номинантов в категории короткометражного документального кино попал фильм Александра Згуриди Жизнь в зоопарке.

1960-е годы

Второй Оскар в копилку СССР принес Сергей Бондарчук с историческим эпиком Война и мир по одноименному роману-эпопее Л. Н. Толстого. Картина была представлена в категории фильмов на иностранном языке. Эта же лента принесла Советскому Союзу первый Золотой глобус. Также были номинированы художники-постановщики, работающие с Бондарчуком.

В 1962 году номинацию на «Оскар получил Валентин Ежов, написавший сценарий к фильму Баллада о солдате. В 1967 году на Золотой глобус в категории фильмов на иностранном языке номинировали Гамлета Григория Козинцева, на Оскаре лента отмечена не была.

1970-е годы

Кинематографисты из СССР и Японии сняли совместную картину Дерсу Узала режиссера Акиры Куросавы. В 1976 году лента взяла статуэтку Оскара, став лучшим фильмом на иностранном языке. В основе сюжета роман Владимира Арсеньева, который Куросава мечтал экранизировать много лет. На самой церемонии произошел забавный момент: никто из съемочной группы не смог присутствовать, поэтому за наградой вышел Георгий Данелия, продвигавший в то время за границей свой новый фильм Афоня. Ведущие приняли Данелию за Куросаву и поздравили с победой. А в СССР многие посчитали, что режиссеру дали статуэтку за Афоню.

Также в 1970 году на Оскар была номинирована экранизация романа Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы режиссера Ивана Пырьева в категории иностранных фильмов. В 1972 году документальный фильм Игоря Таланкина Чайковский с Иннокентием Смоктуновским получил номинацию на Золотой глобус и дважды на Оскар (лучший фильм на иностранном языке и лучшая адаптация музыкального сопровождения).

1980-е годы

Четвертый Оскар в копилке СССР оказался в 1981 году. Его принес Владимир Меньшов с драмой Москва слезам не верит. На родине, к слову, картину приняли холодно, а вот за рубежом очень полюбили. Алексея Баталова после роли в фильме даже пытались переманить в Голливуд.

В 1983 году драма Юлия Райзмана Частная жизнь получила множество наград на родине и была номинирована на Оскар. В 1985 году номинации удостоился Петр Тодоровский с картиной Военно-полевой роман, а также номинировали короткометражный документальный фильм Воспоминания о Павловске.

На Золотом глобусе в 1988 году были представлены две советские ленты: фильм-лауреат Канн-1977 Покаяние Тенгиза Абуладзе и советско-итальянская мелодрама Никиты Михалкова Очи черные с Марчелло Мастроянни. За эту роль, к слову, Мастроянни получил приз в Каннах. А вот фильм награды не удостоился.

1990-е годы

Драма Утомленные солнцем Никиты Михалкова пока что первый и единственный полнометражный российский фильм, победивший на Оскаре. Картина получила статуэтку в 1995 году. В картине снялись Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте и сам Никита Михалков.

Номинаций у российских фильмов было немало. Номинировали, например, анимационные короткометражные фильмы Александра Петрова Корова (1990) и Русалка (1998). Номинацию на Золотой глобус в 1991-м получил фильм Павла Лунгина Такси-блюз с Петром Мамоновым в главной роли. А через год в той же категории номинировали ленту Александра Митты Затерянные в Сибири. Советско-французская картина Урга: Территория любви получила Золотого льва на Венецианском фестивале, а также стала номинантом на Золотом глобусе и Оскаре в 1993 году. Также номинации удостоился Сергей Бордов с картиной Кавказский пленник в 1997 году и «Вор Павла Чухрая в 1998-м.

2000-е годы

В 2000 году Оскар получил аниматор Александр Петров в категории «лучший короткометражный анимационный фильм. Победы удостоилась экранизация повести Эрнеста Хемингуэя Старик и море.

В том же году номинации на Золотой глобус получила российско-французская лента Восток-Запад с Олегом Меньшиковым и Катрин Денев, а через четыре года номинацией отметили дебютную работу Андрея Звягинцева Возвращение.

2008 год оказался богат на номинации для России. Никита Михалков вернулся в список претендентов на обе награды с ремейком классики Сидни Люмета 12 разгневанных мужчин, названной лаконично 12. Номинацию получила казахско-российская картина Монгол Сергея Бодрова, выдвигавшаяся от Казахстана. Также номинировали анимацию уже известного нам Александра Петрова Моя любовь. А в 2009 году в категории анимационных фильмов был отмечен Константин Бронзит и его Уборная история — любовная история, но она также не взяла приз.

2010-е годы

Наконец в копилке России оказался второй Золотой глобус. Его принесла лента Левиафан Андрея Звягинцева в 2015 году. Эта же картина уверенно шла к Оскару, но уступила победу.

В 2011 году на Золотой глобус номинировали французско-российский Концерт с Алексеем Гуськовым и ленту Край Алексея Учителя. В 2016 году второй раз номинировали на Оскар Константина Бронзита с анимационным коротким метром Мы не можем жить без космоса. В 2018 году на Оскар выдвинули картину Звягинцева Нелюбовь, которая получила приз в Каннах.

2020-е годы

В 2023 году номинацию на Оскар получил короткометражный документальный фильм Выход Максима и Евгении Арбугаевых. А на Золотой глобус 2025 года впервые в истории премии номинирован российский актер Юра Борисов за роль второго плана в американской ленте Анора, совершившей фурор в Каннах и ставшей картиной года.