Богатый наследник создал крупнейшую нарколабораторию в России. Как он получил пожизненный срок из-за глупой ошибки?
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых необычных делах пожизненно осужденных в России. Пожизненный срок в стране отбывают больше тысячи заключенных: в основном это маньяки и террористы, но есть среди них осужденные, чьи истории по-своему уникальны. В прошлый раз речь шла о Максиме Смирнове из Хакасии, который в 19 лет стал самым молодым пожизненно осужденным в России за жестокую расправу над тремя китаянками. Сегодня наш рассказ — о Никите Воронове, внуке топ-менеджера нефтяной компании из города Кириши (Ленинградская область). Он получил от деда огромное наследство, но вместо спокойной жизни решил заняться наркоторговлей. Подручные Воронова изготовили рекордную для России партию наркотиков весом восемь тонн и стоимостью семь миллиардов рублей — но это сомнительное «достижение» обернулось для него пожизненным сроком.
20 ноября 2019 года, поселок Обуховец (Ленинградская область). Участковый Дмитрий Петров делает обход территории. В первую очередь он ищет нелегальных мигрантов и угонщиков машин. Полицейский решает заглянуть в большой ангар на окраине поселка, где новые хозяева недавно открыли пилораму.
Петров стучится в дверь, никто не открывает, но она не заперта. Участковый заходит в ангар и замирает, не веря своим глазам, — он видит настоящую лабораторию с химическим реактором и промышленными миксерами. А на полу, на расстеленных клеенках, сушится какое-то вещество, причем в огромном количестве.
***
Никита Воронов родился в 1999 году в городе Кириши. Он происходил из состоятельной семьи: дед Никиты, Валентин Филатов, был успешным топ-менеджером нефтеперерабатывающего завода «Кинеф» и почетным гражданином Киришей. В 2018 году Филатова не стало, и все свое состояние он завещал любимому внуку Никите.
К тому времени Воронов успел закончить школу и поступить в вуз, но, проучившись пару семестров, бросил учебу. Вместо этого молодой человек решил заняться бизнесом и вскоре основал свою первую фирму «Фаворит-Альянс». А в 2015 году Воронов вместе с женой Еленой (она была старше него на 12 лет) арендовал бизнес-центр и открыл там ночной клуб Imperial.
Два года спустя клуб прогорел, а Вороновы остались должны владельцу бизнес-центра 1,3 миллиона рублей за аренду. Но эта неудача не смутила Никиту, и он открыл таксопарк, куда позвал работать своего друга детства, 24-летнего жителя поселка Глажево (Ленинградская область) Дмитрия Говорушкина.
В отличие от Воронова, у Говорушкина не было богатых родственников. Он с отличием закончил педагогический вуз, женился, перебрался в съемную квартиру, но так и не смог найти нормальную работу. Вместе с женой Валентиной он открыл фирму по производству мягкой мебели под заказ, но особых денег она ему не приносила. Работа в таксопарке также оказалась не особо прибыльной — и тогда его владелец Никита Воронов внезапно решил попробовать себя в наркоторговле. Руководителем производства он назначил все того же Говорушкина, а сбыт товара поручил своему 25-летнему безработному другу, выпускнику техникума Станиславу Мохову.
Подельники задумали готовить наркотик альфа-PVP, больше известный в России как «соль», для чего в 2019 году арендовали небольшое помещение в Киришах. Вскоре производство запрещенного товара Воронов перенес в цех побольше, а затем и вовсе пришел к мысли оборудовать полноценную лабораторию, чтобы изготавливать «соль» в промышленных масштабах.
«Придет полиция — бегите»
Просторный ангар в поселке Обуховец, расположенном в 30 километрах от города Тосно Ленинградской области, Никита Воронов посчитал идеальным местом для нарколаборатории. Пустующее помещение, которое подельники купили за 400 тысяч рублей, ранее принадлежало Обуховскому оборонному заводу: во времена СССР там делали огромные поддоны для ракет.
В 1990-е годы производство прекратилось, и ангар стали сдавать в аренду: вначале там работала пилорама, а после — подпольный цех по перебивке номеров на различных приборах темного происхождения. Хозяин последнего в конце концов попал за решетку. И именно этот ангар в достаточно глухом месте очень приглянулся Никите Воронову.
«Поселок в лесу, ангар за забором. С улицы не видно ничего — то работал, то не работал. Его перепродавали каждый год», — Дмитрий Петров, участковый.
Специально для ангара подельники купили огромный контейнер, грузовые рефрижераторы, автопогрузчик, химический реактор и пять огромных промышленных миксеров, высота одного из которых составляла 3,5 метра. Часть необходимых для производства альфа-PVP компонентов сообщники приобрели вполне легально.
То, чего недоставало, они раздобыли в даркнете — на печально известном маркетплейсе «Гидра». На этом этапе преступная группа Воронова пополнилась двумя новыми участниками — 35-летним белорусом Николаем Сурнаковым по кличке Сынок и 48-летним ранее судимым жителем Кемерова Сергеем Каменевым (Батя).
Ранее Сурнаков возил в Ленинградскую область сырье из Новгорода, а Каменев работал грузчиком. Незадолго до знакомства с Вороновым оба перебрались в Сестрорецк, где стали подрабатывать разнорабочими в частном доме и занялись грузоперевозками.
Создатель наркобизнеса вышел на них, найдя анкеты обоих на популярной онлайн-площадке частных объявлений.
Первым заданием для Сурнакова и Каменева стала перевозка в ангар оборудования для нарколаборатории. Они успешно справились с ним, и Воронов привлек обоих на постоянную работу. Теперь они должны были заниматься перевозкой крупных партий «соли» на машине, оформленной на мать Дмитрия Говорушкина, воспитательницу детского сада.
Между тем появление у ангара в Обуховце новых хозяев не могло не заинтересовать жителей поселка: им всем владелец нарколаборатории и его подельники говорили одно и то же — якобы они собрались в ближайшее время вновь открыть пилораму.
«Воронов дал своим четкую инструкцию: "Если на территорию влезут местные жители, гнать под любым предлогом". Они переспросили: "А если придут полицейские?" "Придет полиция — бегите", — был им ответ», — Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах.
«Мы никогда не видели такого масштаба»
Нарколаборатория в Обуховце заработала в полную силу в середине осени 2019 года, но тут в нелегальный бизнес Никиты Воронова неожиданно вмешался местный участковый, опытный полицейский Дмитрий Петров. Служить в МВД он начал еще в 1990-х годах: вначале в ГАИ, затем — оперативником «убойного отдела» города Тосно.
Работать участковым в Обуховце капитан Петров начал в 2003 году — и за следующие 16 лет изучил поселок как свои пять пальцев. 20 ноября 2019 года полицейский решил проверить подведомственную территорию и заодно заглянуть в ангар к новым хозяевам.
«У нас проходят мероприятия по нелегальным мигрантам, по розыску угнанного транспорта. Мы же всегда такие места осматриваем», — Дмитрий Петров, участковый.
Едва завидев идущего к ангару участкового, находившиеся там Говорушкин, Сурнаков и Каменев бросились бежать, даже не заперев дверь. А вошедший туда капитан Петров увидел весьма неожиданную для себя картину — речь об этом шла в начале статьи. Всюду на полу лежала клеенка с сохнущим наркотиком, а рядом высились насыпи «полуфабриката».
«Я бы сказал, что это выглядело как песочница», — Дмитрий Говорушкин, участник преступной группы.
В другой части цеха стояли коробки с готовым товаром: вес всей найденной в ангаре «соли» составил около восьми тонн. Крупнее этой партии в России на тот момент еще не изымали — ее приблизительная стоимость составила около семи миллиардов рублей.
Кроме того, следователи изъяли из ангара около 80 тонн прекурсоров, которых хватило бы для изготовления еще семи тонн готового вещества.
«Ночью туда приехал: горло першит, слезы текут — невозможно находиться. Наркотик собирали совковыми лопатами. Смеялись, ведь обычное изъятие — это 50-100 граммов. Конечно, мы никогда не видели такого масштаба. Работали там двое суток без сна», — Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах.
Правосудие присяжных
Осмотрев брошенные у ангара УАЗ «Патриот» и два грузовика, оперативники нашли в них документы и мобильные телефоны, по которым быстро вычислили подозреваемых. Говорушкина и Сурнакова задержали спустя пару часов, а Каменев некоторое время скрывался в лесу, но сильно замерз и сам пошел сдаваться полицейским.
Чтобы задержанные не могли договориться насчет показаний, меру пресечения им избирали в разных судах: Сурнакову — в Невском, Каменеву — в Тосненском, а Говорушкину — в Смольнинском городском суде.
Когда на допросах задержанные рассказали об организаторе нарколаборатории, домой к Никите Воронову срочно выехала опергруппа.
Но дома Никиты не оказалось. Один из подельников успел сообщить ему, что в ангар пришла полиция, и Воронов вместе с Моховым пустились в бега, успев добраться до Белоруссии. Обоих задержали в аэропорту Минска в тот момент, когда они регистрировались на рейс в Грузию.
Расследование громкого дела привело правоохранителей в Иркутскую область, где были обнаружены остатки одной из партий «соли», произведенных подручными Воронова, — один из них оставил на упаковках отпечатки пальцев.
Так к обвинениям в производстве наркотиков в особо крупном размере, выдвинутым против фигурантов, добавился еще и сбыт.
Причем единственным из всей группы, кто согласился сотрудничать со следствием, стал Дмитрий Говорушкин. По версии «заведующего» нарколабораторией, Никита Воронов солгал ему, что тот якобы будет заниматься производством химических препаратов для промывки газового оборудования.
Говорушкин понял, что к чему, слишком поздно и не успел отойти от дел. За активное содействие следствию в 2022 году он получил сравнительно мягкий приговор: восемь лет лишения свободы. Остальные обвиняемые попросили суд присяжных и, как могли, пытались разжалобить их.
В частности, адвокаты Никиты Воронова упирали на то, что у него на иждивении были трое маленьких детей, а также больные жена и бабушка.
Тем же путем пошли и другие защитники: адвокаты Мохова говорили про его маленького ребенка и больную жену, Каменева — про слепого брата, а Сурикова — про больную мать.
Причем все обвиняемые, включая даже Воронова, утверждали, что оказались обманом вовлечены в наркобизнес. Впрочем, присяжные все равно признали всех четверых виновными. В марте 2023 года Ленинградский облсуд приговорил Сурнакова и Каменева к 17 годам колонии, а Мохова, признанного правой рукой главаря, — к 20.
***
Создатель нарколаборатории-рекордсмена, 27-летний Никита Воронов, по решению суда получил пожизненный срок. К слову, первым пожизненно осужденным по наркотическим статьям в России в 2017 году стал уроженец Таджикистана Шероли Табаров. Он был главарем крупной ОПГ, которая занималась контрабандой гашиша и героина в Россию.
В 2011-2014 годах группировка Табарова переправила в Россию из Таджикистана и Афганистана около 700 килограммов наркотиков, за что ее главарь получил пожизненный срок. Но эти объемы оказались в 11 раз меньше, чем те, что за пару месяцев успели произвести в тихом поселке Обуховец подручные Никиты Воронова.