«Такого всеобщего ликования я больше не видела» 40 лет назад СССР совершил полет на Венеру. Как это было?
40 лет назад, 15 и 21 декабря 1984 года, состоялся запуск первых в мире автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2». Интернациональный проект, возглавляемый СССР, стал финальным аккордом в освоении Венеры. Этот опыт считается уникальным, однако о нем мало кто помнит сейчас. «Лента.ру» рассказывает о проекте и почему им стоит гордиться.
«Мы праздновали настоящую победу!»
80-е годы, а особенно 1984-й, — странное, полное противоречий время в истории СССР. Задним числом кажется очевидным, что все катилось к развалу. Сплошные авиакатастрофы: Ан-24 в январе, Ту-142 в апреле, Ту-134 в мае, Ан-12 в августе, Ту-154 в октябре, Ми-8 в ноябре, Let L-410 и Ту-154 в декабре. Смерть генсека Андропова в начале года и министра обороны Устинова — в конце. 21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка К-314 и американский авианосец «Китти Хок».
Все это, казалось, было предвестьем то ли перемен, то ли еще более масштабной катастрофы.
15 декабря Михаил Горбачев, еще не в роли главы государства, а только как полномочный представитель, член Политбюро ЦК КПСС, летит в Лондон, чтобы предложить переговоры «о существенном сокращении ядерных вооружений». Маргарет Тэтчер после общения с советским представителем скажет:
«Мне нравится господин Горбачев. Мы можем вести дела вместе».
На фоне всего происходящего космическая гонка должна бы отойти на второй план, но там все пока идет как по накатанной. Космическая программа продолжает жить своей жизнью. Во-первых, 17 июля состоялся старт космического корабля Союз Т-12 с Джанибековым, Савицкой и Волком на борту, а 25 июля — настоящее событие в истории советского космоса: первый выход женщины-космонавта Светланы Савицкой в открытый космос.
На конец года намечалось еще более масштабное событие, которого ждала вся страна.
По интересному совпадению, 15 декабря 1984 года, тогда же, когда Горбачев полетел в Лондон, с космодрома Байконур с помощью ракеты «Протон» стартовала первая в истории автоматическая межпланетная станция (АМС) (беспилотный космический аппарат, предназначенный для полета в межпланетном космическом пространстве (не по геоцентрической орбите) с выполнением задач по исследованию объектов Солнечной системы и космического пространства) «Вега-1», через шесть дней вслед за ней полетела «Вега-2».
«В соответствии с программой исследования космического пространства и планет Солнечной системы 15 декабря 1984 года осуществлен запуск созданной в Советском Союзе автоматической межпланетной станции "Вега-1" космического проекта "Венера — комета Галлея"», — из публикации в газете «Правда», №351, 1984 год.
«Вега-1» и «Вега-2» были призваны не только вывести на новый этап более чем двадцатилетнее исследование Венеры, благодаря чему ее стали называть «русской планетой», но и изучить комету Галлея, чего еще никто не делал. В том смысле, что астрономы ее давно знают и с Земли ее изучали, но чтобы приблизиться к ней — такой шанс представился впервые.
Теперь уже нельзя сказать, что это событие всесоюзного масштаба, — нет того резонанса, что был раньше. Но знающие люди радуются.
«В Центре управления [полетами] было такое всеобщее ликование, какого я не видела и не испытала, пожалуй, больше ни разу в своей жизни. Мы праздновали настоящую победу!» — Галина Владимирова, участница проекта.
Однако на первой полосе газеты «Правда» этому событию отведено весьма скромное место — справа в уголке. 40 лет спустя о тех событиях мало кто помнит и знает.
Роман с Венерой
Не Марс, а именно Венера по-настоящему полюбилась советским людям. В 1959 году братья Стругацкие в повести «Страна багровых туч» предсказали полет на Венеру и даже в общих чертах обрисовали ее атмосферу.
«Планетолет висел над громадным, тускло освещенным туманным куполом. Сероватые тени ползли по блестящему оранжевому полю, медленно сближались и расходились, свивались в кольца и разрывались на неверные исчезающие пятна», — из повести Аркадия и Бориса Стругацких «Страна багровых туч».
В 1961 году советский человек первым слетал в космос, и это воодушевило всех. Появились масштабные программы, строились по-настоящему мощные корабли. С одной стороны, не хотелось уступать американцам — и вовсю развивалась лунная программа: еще в 1959-м запустили автоматическую межпланетную станцию «Луна-1». С другой — хотелось найти подходящую планету для колонизации. Собственно, все планируемые запуски — сначала одного человека, потом нескольких, затем выход в открытый космос, — делались для того, чтобы прощупать почву. В перспективе планировалось отправлять в космос пассажирские рейсы, и дух мечтателя Циолковского еще витал над всей страной.
Советские ученые зацепились за Венеру. «Венера-1», по правде сказать, полетела раньше Гагарина — в феврале. Но цели не достигла — промахнулась, и с ней утратили связь. Но первый блин всегда комом.
Привлекала схожесть Венеры с Землей. Радиус и масса планет похожи, поэтому советские ученые надеялись, что и поверхность Венеры будет пригодна для обитания. Вдруг «Страна багровых туч» гостеприимно раскроет свои объятия для советского человека?
И с 1961 по 1983 год ученые усиленно работали над решением поставленной задачи, немало сделав в данном направлении. С 1961 по 1965 год сменилось три тестовых поколения аппаратов, всего одиннадцать машин, из них до Венеры долетело всего две, но это был успех. «Венера-3» — первый аппарат, который достиг планеты, пусть он об нее и разбился, зато, как свидетельствуют историки, забросил на нее советский вымпел.
«Венера-4» выяснила, что атмосфера планеты на 90 процентов состоит из углерода, а температура там адская. Но это был уже какой-то результат, позволяющий понять, с чем имеем дело. Американцы не смогли даже близко подойти к чему-то подобному.
Тот факт, что атмосфера на Венере на момент пребывания там «Венеры-4» была около 276 градусов по Цельсию, удручал — слишком экстремально для того, чтобы там жить. Далее подоспело более удачное оборудование. АМС «Венера» с четвертой по шестнадцатую совершили двенадцать удачных приземлений. Это заложило колоссальную базу в научном понимании этой планеты.
В случае с «Венерой-4» главный ее инженер и конструктор Георгий Бабакин горько разочаровался в перспективе заселения «прекраснейшей из звезд небесных», как ее называл Гомер. Но научных задач не убавлялось, и это заставляло и конструкторов, и ученых усиленно работать.
В октябре 1975 года «Венера-9» и «Венера-10» успешно приземлились на Венеру и сделали первые в истории фотографии этой планеты.
Осенью 1982 года «Венера-13» и «Венера-14» сделали цветные снимки планеты, до сих пор единственные в своем роде. К тому же поставили рекорд — 127 минут пребывания аппаратов на планете. Эти аппараты исследовали поверхность Венеры, и стало понятно, что она неоднородна. Средняя температура по планете — более 400 градусов по Цельсию, но можно отыскать места, где всего плюс 40. Однако надежды на заселение Венеры уже почти не осталось.
В 1983 году «Венера-15» и «Венера-16» вышли на орбиту планеты. Они кружились несколько месяцев вокруг нее, сняли данные с 30 процентов ее поверхности. Можно было смело говорить: битву за Луну проиграли, Марс тоже не дается, но Венера — русская планета. Увы, полезная только с научной точки зрения. На этом исследования можно было завершать. Однако на подходе была программа «Вега», и она стала уникальной в своем роде.
Настоящий смысл программы «Вега»
Эта венерианская программа стала интернациональной.
«В создании комплекса научной аппаратуры и оборудования вместе с советскими учеными, конструкторами, инженерно-техническими работниками и рабочими принимали участие ученые и специалисты Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии», — писала газета «Правда».
В проекте косвенно участвовали Европейское космическое агентство (ЕКА), США и Япония. Это был не просто полет двух советских аппаратов «Вега-1» и «Вега-2». В программе также участвовали западноевропейский аппарат «Джотто» (Giotto) и японский «Планет-А».
Аппарат «Джотто» неслучайно назван в честь итальянского живописца эпохи Проторенессанса (XVI век), ведь он изобразил на фреске «Поклонение волхвов» комету Галлея. И в этом заключалась вторая часть программы, ее многозадачность.
Стояла задача всесторонне изучить атмосферу Венеры, а затем слетать к комете Галлея и запечатлеть ее ядро. И тут выясняется, что, возможно, главной целью «Веги» была комета Галлея, ведь она — редкий гость на небосклоне.
«Опоздать в данном случае означает, что нового подходящего момента придется ждать еще около 75 лет. Ибо с такой периодичностью возвращается на земной небосклон комета Галлея. Сейчас даже в самые сильные телескопы она видна как чуть заметное светлое пятнышко. Но земные хроники двадцать девять раз зарегистрировали ее появление во всем своем пышном наряде», — Анатолий Покровский, из статьи «Время встречи изменить нельзя» в газете «Правда», №351, 1984 год.
То есть «Вега-1» и «Вега-2» вылетели в 1984-м, чтобы встретиться с кометой Галлея в 1986-м. Нужно было поторапливаться. Кстати, следующее прохождение кометы Галлея через перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты или иного небесного тела Солнечной системы, а также расстояние от этой точки до центра Солнца (более точно — перигелийное расстояние)) ожидается 28 июля 2061 года.
По словам журналиста Покровского, перед исследовательской группой стояла задача сфотографировать и передать на Землю изображение ядра кометы, определить концентрацию и состав кометной плазмы, определить наличие и измерить величину электрического и магнитного полей, выяснить влияние на комету солнечного ветра.
Все это звучит узконаучно и по пафосу не тянет на космическую романтику 1950-1960-х. Люди уже привыкли к тому, что космос — дело далекое, туда по своей профессиональной надобности летают космонавты, совершают какие-то стыковки. В общем, космос — дело ученых и военных.
Однако же среди поэтов и ученых в первой половине 1980-х только и разговоров было что о комете Галлея. В 1982 году советский рок-музыкант Майк Науменко написал песню «Лето» (в 2018-м вышел одноименный фильм), где среди прочего были строчки:
Лето!
Недавно я услышал где-то,
Что скоро прилетит комета
И что тогда мы все умрем...
Если посмотреть на программу «Вега» с такого ракурса, она укладывается в гибельную логику последних лет существования СССР. Но это с художественной точки зрения: человек никогда не заселит космос, нет для него уголка больше нигде, кроме как на Земле, а космические объекты грозят землянам лишь бедами и катастрофами. С научной же точки зрения смысл был, и еще какой.
Значение программы «Вега»
«Вега» стала финальным этапом освоения Венеры в СССР. Космические аппараты «Вега-1» и «Вега-2» исследовали газовую оболочку и грунт планеты, которую Стругацкие назвали Страной багровых туч.
Аппараты вылетели 15 и 21 декабря, через шесть месяцев полета они преодолели около 45 миллионов километров и приблизились к Венере. 9 июня и 13 июня 1985 года от «Веги-1» и «Веги-2» были отделены спускаемые аппараты — аэростаты.
И ведь на данном этапе программа по освоению Венеры достигла пика. За 20 лет конструкторы добились оптимальных значений и в конструкции аппаратов, и в материалах. Член-корреспондент Академии наук СССР, советский и российский конструктор ракетно-космических систем, участник программы изучения околоземного космоса Вячеслав Ковтуненко в материале Анатолия Покровского для «Правды» рассказывал, что хотя станция «Вега-1» конструктивно родственна с «Венерами», тем не менее «начинка специализирована для выполнения новых задач».
«Это наша новинка для первой части проекта "Вега". Спускаемый аппарат станции выпустит этот зонд в атмосфере Венеры. А подвешенный к нему небольшой, легкий, но очень мощный радиопередатчик будет через миллионы километров передавать прямо на Землю данные о параметрах атмосферы», — описывал Ковтуненко.
Он подчеркивал также, что ученые получат возможность проследить за дрейфом зонда, а следовательно, впервые зафиксировать внутреннюю циркуляцию атмосферы кометы Галлея. Сообщалось и о других конструктивных особенностях.
«Хотел бы добавить, что и уникальный аэростат, и радиопередатчик изготовлены целиком советскими специалистами в очень сжатые сроки. А ведь задача стояла непростая: создать материал для зонда, способный выдержать чудовищные венерианские давление и температуру», — Вячеслав Ковтуненко, конструктор ракетно-космических систем, участник программы изучения околоземного космоса, член-корреспондент Академии наук СССР.
Когда миссия завершилась, стало известно, что аэростаты работали двое суток и позволили собрать огромный массив информации. Эти данные потом кропотливо обрабатывались, на их основе делались выводы и об атмосфере Венеры, и об особенностях кометы Галлея, и о том, какие аппараты нужно конструировать в будущем.
***
Много лет спустя, уже в 2020-е годы, зарубежные специалисты тепло вспоминали ту миссию. К примеру, куратор отдела космических технологий Лондонского музея науки Дуг Миллард на просьбу корреспондента BBC перечислить восемь самых выдающихся космических аппаратов среди прочих назвал «Вегу-1».
«"Вега-1" была невероятной беспилотной миссией, отправившейся на Венеру, а затем и на комету Галлея в 1980-х. Она приземлила зонд на поверхность Венеры, и этот шар должен был вращаться вокруг Венеры, подгоняемый ветрами. Также он был одним из флотилии аппаратов, впоследствии изучивших комету Галлея. Примечательно то, что ученые выполнили две задачи в рамках одной миссии», — Дуг Миллард, куратор отдела космических технологий Лондонского музея науки.
Увы, программа «Вега» стала финалом советско-венерианской эпопеи. Последний сеанс связи со станциями «Вега-1» и «Вега-2» состоялся в 1987 году. Уже вовсю шла перестройка, в марте с официальным визитом побывала в СССР премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, которая говорила, что Горбачеву можно доверять. На повестке дня уже был не космос, он перестал быть явлением общественным и интересовал теперь только специалистов.
На закате СССР была предпринята попытка возобновить остановившееся на неудачной точке освоение Марса, для чего снарядили корабли «Фобос-1» и «Фобос-2», но они не справились с поставленными задачами. А потом и Союз распался.
В новом тысячелетии Россия создала несколько проектов по исследованию Венеры. Один из них — «Венера-Глоб». В рамках его после 2020 года планировалось продолжить изучение атмосферы, поверхности, а также сейсмической и вулканической активности планеты. Но не получилось.
Остается актуальным другой проект — «Венера-Д» (Венера Долгоживущая), запуск его намечен на ноябрь 2029 года. Его цели примерно те же: изучить поверхность, атмосферу, строение окружающей планеты плазмы.
Как бы то ни было, одной из заслуг СССР стало уникальное и беспрецедентное исследование Венеры, ничего подобного не делал никто в мире. Так что в выражении «Венера — русская планета» — немалая доля правды. Осталась уникальная научная база, снимки — монохромные и цветные, а также память о масштабных программах, в которых приняли участие десятки космических кораблей.