Кто такие кумыки: история происхождения, численность, где живут и как выглядят

Кто это Где живут Флаг Язык Религия История Традиции Известные кумыки

Кто такие кумыки: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
© «Это Кавказ»

Национальность: кумыки; Численность: 565 тыс. человек в России; Где живут: в Дагестане, Тюменской области, Северной Осетии, ХМАО, Чеченской Республике, Ставропольском крае, ЯНАО; Религия: ислам; Язык: кумыкский.

Кумыки — это тюркский коренной народ Дагестана, Северной Осетии и Чечни. Третий по численности народ Дагестана.

Кумыков относят к кавкасионскому и каспийскому типам европеоидной расы. Согласно одному из мнений, предками кумыков были половцы [1].

Из-за расселения народа по разным сторонам реки Сулак черты лица и особенности внешнего вида кумыков могут различаться. Так, северные кумыки — высокие, с крепким телосложением, их волосы, кожа и глаза могут быть светлыми. Среди северян встречают синеглазых представителей этого народа. Во внешности южных кумыков видны азиатские черты: как правило, у них темные глаза, волосы и кожа. Разрез глаз обычно узкий.

По данным переписи населения 2020 года, в России живут 565 тыс. кумыков. Большая часть из них — в Дагестане: на территории республики находится 496 тыс. представителей этого народа. В других регионах страны гораздо меньше кумыков: в Тюменской области и Северной Осетии — по 18 тыс. человек, в ХМАО — 13 тыс., в Чеченской Республике — 12 тыс., в Ставропольском крае — 5 тыс., в ЯНАО — 4 тыс.

Многие кумыки покинули историческую территорию в XIX—XX вв.еках после Кавказской войны, прихода к власти большевиков и репрессий. Их потомки в настоящее время проживают в Азербайджане, Турции, Иордании, Туркменистане и Казахстане [2].

Современный кумыкский флаг создали представители московской общины кумыков. Его презентовали 9 февраля 2014 года. Постепенно флаг получил признание всей народности.

Национальный флаг кумыков представляет собой полотно светло-синего цвета. В центре располагается эмблема в виде горизонтального белого гребня с четырьмя зубцами, при этом боковые зубцы короче средних. Над гребнем размещены три желтые пятиконечные звезды.

По задумке авторов, светло-синий фон флага означает небо — древний тюркский символ. Гребень символизирует местность проживания кумыков: длинные зубцы — это реки Сулак и Терек, короткие — реки Кума и Уллучай, а нижняя горизонтальная полоса — побережье Каспийского моря. Желтые звезды указывают на особенность расселения кумыков, живущих в водораздельных степях [3].

Кумыкский язык принадлежит к западнокыпчакской группе тюркских языков. Перепись населения в 2020 году показала, что в России на кумыкском языке говорят 400 тыс. человек, а 385 тыс. из них используют его в повседневной жизни. Некоторые пожилые представители народа, никогда не покидавшие регион проживания, знают только кумыкский язык. Однако большинство сельского населения хорошо владеет и кумыкским, и русским, а в городах можно чаще услышать русскую речь.

В течение нескольких столетий кумыкский язык был широко распространен на Северном Кавказе. В наши дни он остается вторым языком для многих народов. В кумыкском языке различают пять диалектов: терский, кайтакский, хасавюртовский, буйнакский и подгорный. В некоторых прослеживаются «кавказские» особенности — например, смычно-гортанные согласные [2]. Любопытно, что северные кумыки называли селения «юртами», а южные — «кентами». В Дагестане до сих пор можно встретить населенные пункты с названиями Хасавюрт, Бабаюрт, Каякент, Джемикент.

Литературный кумыкский язык появился на основе буйнакского и хасавюртовского диалектов после Октябрьской революции 1917 года. Изначально на письме применяли арабскую графику, с 1928-го утвердили алфавит на основе латиницы. С 1938 года по настоящее время используют кириллицу [4].

Основная религия кумыков — ислам суннитского толка. Они соблюдают традиционные исламские обряды и чтут религиозные традиции и обычаи.

К мусульманству кумыки пришли в XVIII—IX вв.еках за счет культурного обмена с арабскими государствами и торговли. В древности были распространены и языческие настроения: некоторые кумыки верили в верховного бога Тенгири и в демонических существ [5].

Происхождение кумыкского народа доподлинно неизвестно. Согласно одной из распространенных версий, кумыки населили регион вместе с кыпчаками в XII—XIII вв.еках. По другой версии, кумыки издавна находились на территории Дагестана: древнеримский писатель Плиний еще в I веке в трудах упоминал о неких «камаках».

Также нет и единого мнения об образовании этнонима «кумык» («къумукъ»). Он мог произойти от слова «куман», второго названия кыпчаков, или от слова «кум», что в переводе с тюркского означает «песок».

До XVII века на территории расселения кумыков появлялись и исчезали разные государства, в числе которых Джидан, Тюменское ханство, Тарковское шамхальство, Утамышский султанат [6].

В XVI столетии кумыкские земли стали предметом борьбы: часть территорий хотели получить Османская империя, Иран и Россия. Кумыки не смогли противостоять сильным армиям, и в 1725 году шамхальство вместе со столицей Тарки было разорено.

1 мая 1917 года на съезде северокавказских народов провозгласили независимую Горскую республику со своим правительством. История государства насчитывает всего несколько лет. Уже в 1921-м кумыки вошли в состав Дагестанской АССР. По данным переписи населения в 1926 году, в Советском Союзе проживали 94,5 тыс. кумыков [5].

Во время перестройки, в конце 1980-х годов, кумыки снова хотели обособиться, создав автономную республику в составе РСФСР, но эту цель не удалось достичь из-за изменившейся политической обстановки.

Поскольку одним из основных занятий кумыков было животноводство, главными составляющими их национальной кухни стали мясные и молочные продукты, а также мучные блюда.

Одним из главных национальных блюд кумыков считают хинкал — сваренные в мясном бульоне кусочки теста, которые подают с вареным мясом, бульоном и соусом. В хинкал обычно кладут говядину, реже баранину и конину, а иногда сушеное мясо или колбасу.

Блюдо распространено среди всех кавказских народов, но готовят его по-разному. Кумыкский хинкал легко отличить по форме теста: его тонко раскатывают и нарезают на небольшие квадраты.

Существует множество разновидностей соуса для хинкала. Чаще всего его готовят из чеснока, сметаны или помидоров. Бульон подают в отдельной емкости, чтобы им можно было запивать еду.

Популярная разновидность блюда — гьалпама, или хинкал из кукурузной муки. Его подают к столу горячим, с бульоном и творожным соусом.

В число других распространенных у кумыков блюд входят шашлык, плов, долма и суп шорпа с добавлением фасоли, круп, домашней лапши, овощей.

Кумыкский национальный мужской костюм состоял из нательный рубахи с высоким воротом, штанов, черкески — приталенного кафтана, бурки — войлочного безрукавного плаща и папахи. Молодые люди носили черкески короче, взрослые — длиннее. Кумыкская черкеска отличалась дополнительной вытачкой, позволяющей подчеркнуть ширину плеч мужчины. На груди была газырница для хранения пороха. Бурку темного цвета использовали для повседневной носки, а светлую считали праздничной. Зимой ее могли заменять короткой шубой из овечьей шерсти.

Папаху надевали на голову ровно: ношение на бок считали неприличным. Для праздников предназначалась каракулевая папаха. Обувь была кожаной и вязаной, затем вошли в обиход ичиги — сапоги без каблука, а позже появились и с каблуком.

Женщины в качестве повседневной одежды носили шаровары, поверх которых надевали платье прямого кроя или тунику. Для приема гостей или выхода из дома носили распашные платья. На праздники надевали къабалай — разновидность распашного платья с облегающим верхом. Наряд шили из парчи, шелка и шерсти. Рукава были двойными. Нижний слой прилегал к руке, а верхний, разрезной, был широким и длинным, нередко опускаясь до самого пола. Платье дополняли нагрудником с вышивкой, позолоченными и серебряными украшениями.

Головным убором женщин был чутху — чепец, поверх которого носили платок. Популярностью пользовались связанные крючком ажурные платки. Самые искусные мастерицы плели тастары — традиционные легкие платки из шелка.

Мужскую и женскую одежду украшали тесьмой, кистями, бахромой из золотых и серебряных нитей.

Среди кумыков было распространено заключение брака по любви — в том случае, если родители молодых одобряли их союз. При этом свободное общение между юношами и девушками возбранялось: обычно они виделись на общих праздниках. Знакомства часто проходили у родника, куда разрешали выходить девушкам. Отправляясь за водой, те часто прихорашивались и наряжались.

В дом будущей невесты отправляли сватов из членов общины: родные жениха свататься не могли. За столом обсуждали калым и предстоящую свадьбу. Калым отдавали деньгами, тканями, домашним скотом, конями, платками. Размер денежной части зависел от положения семьи жениха. В середине XIX века больше всего — до 700 рублей — выплачивали князья. Уздени, представители благородного сословия, от 70 до 150 рублей. Для крестьян размер калыма составлял от 10 до 30 рублей. Первую половину калыма забирали родные невесты, а на вторую половину покупали приданое, которое навсегда становилось собственностью будущей жены.

Свадьбу праздновали три дня. В первый день в доме невесты накрывали стол для родных и друзей.

На второй день невесту везли в дом жениха в покрытой коврами арбе. Девушку при этом полностью закутывали в плотную материю, чтобы не было видно даже лица. В доме жениха невесту встречали шелковой дорожкой, осыпали рисом и монетами. Самая старшая женщина в доме желала невесте сытой и богатой жизни, обмазывая ей губы медом. Свекровь выходила к девушке, скрестив руки и убрав ладони под мышки: это означало, что теперь заниматься бытом и домашними хлопотами в доме будет невестка. Во время этого обряда жених праздновал свадьбу в доме друга. Вечером молодых оставляли наедине.

На третий день невеста выходила к новой семье с открытым лицом. Молодоженам вручали подарки.

Церемонию вхождения невестки в семью завершали через две недели. Молодая жена вместе с другими женщинами шла с кувшином на родник за водой. Процессию сопровождали песни и танцы. Обряд символизировал полную причастность жены к хозяйственным делам новой семьи. С этого момента новобрачной разрешали заговаривать с матерью мужа. Обет молчания по отношению к свекру мог длиться годами, а его снятие считали проявлением великой благосклонности [2].

У кумыков было развито куначество и аталычество [5]. Кунаки оказывали друг другу любую посильную помощь и поддержку в конфликтных ситуациях. В домах отдельной комнатой была кунацкая, где принимали гостей. Считали, что хозяева должны принять в дом любого гостя, появившегося на пороге, и встретить его со всем радушием.

У князей и узденей практиковали аталычество, когда детей отдавали на воспитание в знатные семьи других народов. Периодически проводили обряд «молочных братьев», когда новорожденного прикладывали к груди матери другого младенца. Считали, что с этих пор дети навсегда связаны кровными узами.

Мухаммад Аваби Акташи (сер. XVI в. — сер. XVII в.) — ученый, летописец, историк, автор книги «Дербенд-наме» — письменного памятника, где изложена история города Дербент. Мехти II Тарковский (ок. 1760−1830) — шамхал Тарковский, хан Дербентский, генерал-лейтенант Российской империи. Один из немногих дагестанских правителей, поддержавших политику России на Кавказе. Коркмасов Джелал-эд-Дин Асельдерович (1877−1937) — советский государственный и общественный деятель, революционер, публицист и дипломат. Автор первой Конституции ДАССР. Хасаев Али-Клыч (1880−1920) — атлет, борец, гиревик. Становился чемпионом мира по борьбе 26 раз. Алиев Нариман Абдулхаликович (1930−2007) — доктор сельскохозяйственных наук, Герой Социалистического Труда. Возглавлял виноградарский совхоз имени Шамсуллы Алиева Дербентского района Дагестанской АССР.