Волны-убийцы: как старинная морская байка оказалась реальностью

Об огромных волнах, которые появляются в океане ниоткуда и несут смертельную опасность, рассказывали истории не одну сотню лет. Их название в разных языках отличается, но у нас их называют «волны-убийцы». До недавних пор считалось, что это одна из старинных морских баек. Это неудивительно, ведь жертвы природного явления пропадали бесследно, а очевидцам просто никто не верил. Доказали существование волн-убийц только в 1995 году. Теперь ученые изучают этот природный феномен, пытаясь понять механизм появления и научиться предсказывать.

Волны-убийцы: как старинная морская байка оказалась реальностью
© Соцсети

Письмо Колумба

В конце 20 века волну-убийцу впервые зафиксировали научные приборы. С момента, когда явление впервые описали, прошло 500 лет. Первооткрывателем разрушительных волн считают Христофора Колумба. Он рассказал о них в знаменитом «Письме католическим королям Изабелле и Фердинанду», описывающем его третье путешествие.

В документе мореплаватель рассказывает монархам об открытых им новых землях, населяющих их народах и богатых ресурсах. Между прочим описывает он и огромную волну, появившуюся внезапно в спокойном море возле берегов острова Тринидад.

«Я встал на якорь у Песчаного мыса, вне этого пролива, и увидел, что вода течет в нем с востока на запад с такой же скоростью, как и в Гвадалкивире во время половодья, и так днем и ночью, ввиду чего я решил, что невозможно из-за течения возвратиться этим проливом назад, ни пройти им вперед из-за мелей. Поздно ночью, находясь на борту корабля, я услыхал ужасный рокот, доносившийся с юга. Продолжая наблюдать, я увидел, как с запада на восток море поднимается наподобие холма высотой с корабль и все более и более приближается ко мне. Поверху же по направлению к кораблю с шумом и рокотом шла волна с такой же буйной стремительностью и яростью, с какой шли в проливе другие течения, и я был весь охвачен страхом, опасаясь, как бы она не опрокинула корабль, когда обрушится на него. Но она прошла мимо и достигла входа в пролив, где долго сохранялось сильное волнение».

В экспедиции Колумба принимали участие шесть парусников. Высота мачты самого большого из них достигала 27 метров. Это дает возможность судить о размерах волны. После этого о волнах-убийцах не раз писали разные путешественники, но им не верили.

Показательный случай произошел в 1840 году. Известный французский мореплаватель Дюмон-Дюрвиль делал доклад на заседании Академии наук в Париже и рассказал о такой волне высотой 35 метров. Ученые, несмотря на высокий авторитет путешественника, подняли его на смех. Докладчик и его спутники даже поклялись на Библии, но им все равно не поверили и насмешки продолжились.

Платформа под ударом

1 января 1995 года приборы на опытной нефтедобывающей платформе «Дропнер S», установленной на норвежском морском шельфе, зафиксировали необычную волну. Ее размах, то есть высота от основания до верха гребня составила 25,6 метра. Море в этот момент не было спокойным — сильно штормило и платформу захлестывали 10-метровые волны. Но волна-убийца была гораздо больше остальных, и объяснить ее появление сложно даже в таких условиях.

Волна, высотой с 9-этажный дом ударила по платформе «Дропнер S». Это нанесло сооружению серьезные, но не критические повреждения. Такие конструкции проектируют с большим запасом прочности, и это спасло людей и оборудование. При этом инженеры, разрабатывавшие проект платформы заявили, что учли вероятность подобного воздействия, но чисто теоретически.

По их расчетам, такая волна могла образоваться при шторме, который бывает не чаще, чем 1 раз в 10 тыс. лет. Кстати, «Дропнер S» столкнулась с волной-убийцей всего спустя год после начала работы. Совершенно очевидно, что явление это не такое уж и редкое. Оно представляет серьезную опасность как для буровых платформ, так и для судоходства.

Пики и гряды

Океанологи, изучив множество упоминаний волн-убийц, пришли к выводу, что они бывают двух типов. Первый похож на одиночный горный пик. Именно такую волну, скорее всего, описал Колумб. Второй тип напоминает горную гряду и двигается широким фронтом. Он наиболее опасен, так как увеличивается вероятность попадания в зону действия судов.

Волна-убийца может быть одна, но встречаются и их группы. Одна всегда будет самая большая, а остальные поменьше. Следуют они всегда друг за другом с небольшим промежутком времени. Чаще всего встречаются три волны, которые моряки и ученые окрестили «тремя сестрами».

Многие путают волны-убийцы с цунами. Но это совсем разные явления. Цунами вызывают землетрясения, оползни и извержения вулканов. Причины появления волн-убийц более сложные. На их формирование влияет интерференция, то есть сложение независимых волн. Они могут идти с разных направлений, а затем объединиться. Вторая причина — нелинейное взаимодействие волн. В этом случае одна волна получает дополнительную энергию из общего волнового фона.

Ученые определили, что если одна волна высотой 2 метра наложится на другую, то новая может оказаться вовсе не 4 метра, а гораздо выше. В Черном море однажды при высоте волн 1 метр приборы зафиксировали одну, которая достигала 8 метров. Опасность этого явления заключается в его непредсказуемости. Волна появляется неожиданно и в отличие от цунами на значительном расстоянии от суши.

Жертвы волн-убийц

Даже огромным современным судам с такой волной лучше не встречаться. В 1980 году советский танкер «Таганрогский залив» и британский сухогруз «Derbyshire» столкнулись с волной-убийцей. Судно под флагом СССР выстояло, хотя с палубы смыло одного из матросов. Английское судно не выдержало удара и пошло ко дну. Тогда погибли 44 члена экипажа.

В 1978 году неожиданно исчез посреди Атлантики огромный немецкий танкер «Мюнхен». Он был самым современным и считался гордостью немецких судостроителей. Экипаж танкера внезапно подал сигнал бедствия, после чего «Мюнхен» просто исчез. Спасатели нашли только несколько небольших обломков судна и сильно поврежденную шлюпку. Эксперты установили, что шлюпку сорвало с креплений, расположенных на высоте 18 метров. Все 29 членов экипажа пропали бесследно.

Вести статистику жертв волн-убийц непросто и она очень приблизительная. Считается, что в период с 1968 по 1994 год встреча с этим явлением стоила жизни не менее чем 600 морякам. Потерпели крушение 200 судов, среди которых 22 супертанкера. При этом исследователи выяснили, что у маленького судна больше шансов успешно выдержать удар такой волны. Малоразмерное судно типа катера или яхты вал просто поднимет и опустит. Если оно не перевернется, то все будет в порядке. А вот океанские гиганты просто переламываются пополам под ударами многометровой стены воды.

Природа волн-убийц до конца не изучена. Несмотря на это, ученые уже разрабатывают правила, увеличивающие шансы на выживание при встрече с ними. Работа эта непростая, но ее результаты мы увидим в ближайшие годы. Она проходит в рамках международного проекта MaxWave. Он подразумевает наблюдение, эксперименты и компьютерное моделирование. Волны-убийцы изучают не только при помощи приборов океанографических лабораторий, но и используя спутники.