Как солдаты-срочники в 1986 году в Уфе захватили самолет0

Захваты пассажирских самолётов в СССР были не таким уж редким явлением. Авиалайнеры с пассажирами угоняли беглые заключенные, диссиденты и даже музыкальные коллективы. В 1986 году попытку покинуть страну на самолёте предприняли вооружённые дезертиры. Срочники Сергей Ягмурджи и Николай Мацнев, сбежавшие из воинской части с оружием, действовали спонтанно, что в итоге сорвало их план. Но их нападение на самолёт, к сожалению, не обошлось без жертв.

Как вооруженные дезертиры пытались бежать из СССР
© ТАСС

Ночной побег с оружием

События разворачивались в Уфе, столице Башкирской АССР. В ночь на 20 сентября 1986 года рядовые Сергей Ягмурджи, Алексей Коновал и младший сержант Николай Мацнев заступили в наряд по части. Через три часа после отбоя Мацнев направился к оружейной комнате и без труда открыл её. Сигнализация в помещении, по чьей-то халатности, не работала, поэтому троица без проблем завладела боевым оружием.

В распоряжении солдат оказались автомат Калашникова, ручной пулемет Калашникова и снайперская винтовка Драгунова. Прихватили они и солидный запас боеприпасов. Правда, потом оказалось, что к винтовке патроны они забыли. После этого Ягмурджи, Мацнев и Коновал спустились на первый этаж здания и через окно покинули воинскую часть.

Планы террористов

Стоит сказать, что на побег солдаты решились не просто так. Над ними нависла угроза военного трибунала и вероятность получить тюремные сроки. Дело в том, что военнослужащие охраняли колонию и продолжительное время покупали у заключенных наркотики. Это стало известно командованию части, и троица понимала, что арест может произойти в любой момент.

Николай Мацнев, который пользовался наибольшим авторитетом в компании, предложил бежать. Солдаты рассчитывали добраться до аэропорта Уфы, захватить самолет и на нем отправиться в одну из недружественных СССР стран, откуда их не выдали бы. План был, мягко говоря, сырой — беглецы собирались действовать по обстоятельствам. Более того, они даже не определились, в какую страну хотят лететь.

Изначально бежать собирались шестеро, но двое передумали в последний момент. Четвертый сообщник, Игорь Федоткин, находился на складе части в деревне Подымалово в 20 километрах от Уфы. Ему в операции отводилась особая роль. Федоткин должен был захватить БТР и на боевой машине забрать трёх товарищей, чтобы затем направиться в аэропорт.

Первые жертвы

Чтобы добраться до места встречи с сообщником нужен был транспорт. Трое вооруженных дезертиров остановили такси и объявили водителю, что его машина захвачена. Машина «Волга» с шашечками двинулась в сторону деревни Подымалово. Но на пути преступников оказался милицейский патруль на автомобиле УАЗ. Водитель мигнул фарами, давая сигнал «Волге» остановиться.

Едва такси затормозило, из салона выскочили Мацнев и Ягмурджи и открыли огонь. Два милиционера — сержанты Айрат Галеев и Залфир Ахтямов, погибли на месте. Коновал, в руках которого была незаряженная снайперская винтовка, увидев расправу над правоохранителями, бросился бежать.

Ошалевший от звериной жестокости сослуживцев, солдат добежал до ближайшей деревни и укрылся в пустующем доме. Но его заметили местные жители и вызвали милицию. Когда Коновал понял, что дом окружен, он пытался покончить с собой, вонзив в грудь штык-нож. Но суицид не удался, и врачи смогли спасти ему жизнь.

Провал плана в аэропорту

Это была лишь первая неудача, постигшая преступников. Прибыв на такси в условленное место, они ждали Федотова с БТРом, но тот не появился. Они не знали, что их сообщник тоже испугался и решил не участвовать в сомнительном предприятии. Подождав полчаса, Мацнев и Ягмурджи решили действовать вдвоем.

Таксист высадил преступников возле забора, ограждавшего взлетную полосу. Мацнев хотел избавиться от свидетеля, но мужчине удалось уговорить срочника оставить ему жизнь. Отпустив водителя, солдаты проползли под колючей проволокой по дренажному каналу. Их ждало очередное разочарование — как на зло в 3 часа ночи на рулежных дорожках не было ни одного самолёта.

© Фото самолета из уголовного дела

Преступникам не оставалось ничего другого, как устроить засаду в высокой траве у самой дальней стоянки. В 3.30 аэродроме приземлился Ту-134. Лайнер следовал рейсом Киев–Уфа–Нижневартовск и нуждался в дозаправке. Мацнев и Ягмурджи дождались, когда от самолета отъедет заправщик и, пока не убрали трапы, ворвались в салон лайнера.

Атака на самолет

Первой в руки террористов попала стюардесса Сусанна Жабинец. Один из бандитов схватил ее за волосы, а второй приказал ее напарнице бежать к пилотам и сообщить о захвате. Позднее бортпроводница Елена Жуковская рассказывала о том, как вели себя нападавшие:

«Немедленно взлетаем, летим в любую недружественную Советскому Союзу страну, иначе я ее убью!» Он смотрел таким холодным взглядом на меня, полуопущенная голова… Как звереныш!»

Когда она побежала в сторону кабины пилотов, Мацнев держал на мушке Жабинец, а Ягмурджи целился из пулемета в пассажиров. И тут произошло то, чего никто не ожидал. Сидевший возле прохода монтажник геодезического управления Александр Ярмоленко встал со своего места и с угрозами двинулся на угонщиков.

Мацнев отпустил стюардессу, развернулся и открыл беспорядочный огонь. Ярмоленко был убит сразу, а еще несколько пассажиров получили ранения. Пули из автомата Калашникова сделали несколько отверстий в фюзеляже самолета. Это решили использовать члены экипажа, чтобы задержать вылет. Стюардессы убедили угонщиков, что лайнер разгерметизирован и не может взлететь.

Они сказали, что полет возможен только после ремонта, и преступники им поверили. Угонщики разрешили подняться на борт авиатехникам с инструментами. Тем временем в аэропорту уже полным ходом разворачивалась операция по обезвреживанию террористов. Такую задачу можно было доверить только группе «Альфа», находившейся в Москве.

Освобождение заложников

Бойцы спецподразделения немедленно вылетели в Уфу. Но нужно было как-то тянуть время, и экипажу по рации дали задание вступить с террористами в переговоры. К этому времени на борту уже находился сотрудник КГБ в форме авиатехника. Он убедил Мацнева и Ягмурджи, что воздушное судно сильно повреждено, и на ремонт требуется время.

Переговоры длились почти до обеда. Удалось убедить преступников отпустить раненных и женщин с детьми. Потом вышли еще 20 человек. К 14.00 в самолете кроме террористов оставались 15 заложников. На летном поле присутствовал командир воинской части, из которой сбежали солдаты. Он по громкоговорителю пытался уговорить их сдаться.

Также привезли магнитофонную запись голоса матери Ягмурджи, которая обращалась к сыну и просила его остановиться. Сами угонщики все меньше и меньше верили в успех своего предприятия. Они видели отверстия от пуль в фюзеляже, а сотрудник КГБ под видом инженера аэропорта активно убеждал их, что нужен длительный ремонт.

Отчаявшиеся преступники реши свести счеты с жизнью. Для этого они потребовали передать на борт сильнодействующие наркотики. В 15.30 препараты им доставили. Ягмурджи первым принял большую дозу и написал короткое письмо матери. Едва закончив, он потерял сознание. Мацнев также ввел наркотик, но так как он был наркоманом со стажем, доза не подействовала.

Преступник начал бродить с оружием по салону самолета в невменяемом состоянии. Бортпроводница Елена Жуковская уговорила его отпустить оставшихся на борту заложников. В итоге в самолете остались только два террориста, один из которых лежал без сознания. Бойцы «Альфы» через открытую форточку проникли в кабину пилотов и начали штурм.

Мацнев попытался оказать сопротивление и открыл огонь, но его сразу же застрелили. Одна из пуль случайно ранила в ногу Ягмурджи, лежавшего в проходе. Позже повреждённую ногу пришлось ампутировать. Всего спецподразделению понадобилось 14 секунд, чтобы обезвредить преступников.

Николай Мацнев был убит во время штурма. Помимо него, в результате попытки захвата самолёта погибли ещё четыре человека: два милиционера и два пассажира. По делу об угоне арестовали шестерых: Ягмурджи, Коновала, Федоткина и троих их сослуживцев, которые знали о планах преступников. Военный трибунал приговорил Сергея Ягмурджи к высшей мере наказания — расстрелу. Коновал получил 10 лет тюрьмы, остальные были осуждены на сроки от двух до шести лет.

Четверо погибших, десятки травмированных, разрушенные судьбы. Эта трагедия стала результатом халатности, отчаяния и преступного безрассудства.