Фамильный музей в Кинешме дает каждому ощутить себя частью истории
Необычный культурный проект, воплощенный потомками старинного дворянского рода Яковлевых в Ивановской области, вошел в число лучших музеев России по версии экспертов премии «Музейный Олимп». Камерный «ЯМузей» в Кинешме занял в главной номинации второе место после самарского филиала Третьяковки. Историю одной большой и дружной семьи, которая «помнит себя» с середины XVIII века, здесь сумели отшлифовать, как алмаз, и сделать интересной посторонним. Каждая грань, каждый маленький рассказ о судьбе родственника – возможность прикоснуться к прошлому не просто очень интересных незнакомцев, а целого народа. И, в конечном счете, подумать о своих корнях, своем месте на оси времени.
С эффектом стерео
«ЯМузей» расположился в центре Кинешмы – уютного волжского городка, где летом прогуливаются туристы с круизных теплоходов. Броской вывеской гостей не заманивают: большая группа не поместится, да и воспринимать выставку на бегу, наскоком, не имеет смысла. Хотя формально времени нужно не много: три зала экспонатами не перегружены, а аудиогид (если не ставить его на паузу, чтобы поразмышлять в тишине) длится полчаса. Люди находят это место осознанно и нередко стремятся побеседовать с сотрудниками после осмотра – вспоминают ушедших родных, домашние традиции и реликвии. А иногда даже обнимают и целуют руку!
В экспозиции – подлинные вещи, которые служили потомкам Яковлевых еще недавно. Несмотря на переезды, репрессии и денежные трудности, они сохранили частицы старого быта: красивую резную мебель, серебряный сервиз и медную кухонную ступку, внушительных размеров пасочницу, письменный прибор, потемневшие иконы…
Не бог весть какие ценности по нынешним временам, когда «новое» часто приравнивается к «лучшему». Но именно эти предметы помогли сохранить живую память о предках. Правнуки и правнучки председателя Кинешемской уездной земской управы Дмитрия Павловича Яковлева (1831–1909) в разных городах Союза размешивали чай изящными ложечками, отмеряли ингредиенты для праздничных блюд из книги Елены Молоховец на ручных весах, любовались вышитым до революции гобеленом и отдыхали в креслах, придающих совершенно особую осанку.
Эффект кресел, кстати, может проверить на себе любой посетитель «ЯМузея», осторожно присев на отреставрированный раритет. В залах почти нет витрин и барьеров: экспонаты разрешают рассматривать вплотную, некоторые даже не возбраняется брать в руки. Например, набор черно-белых фотографий, наклеенных на пожелтевший картон, оживает под линзой стереоскопа.
Здесь можно узнать, как составить свое родословие и в какой форме сохранить воспоминания о близких
По принципу стереоскопа, собирающего два плоских изображения в одно объемное, построены и краткие описания к вещам. Исторические справки сочетаются с воспоминаниями, написанными или изложенными в аудио – неспешным и живым языком. Вот барометр – бабушка по утрам постукивала по его крышке, и сдвиг стрелки в сторону «Ясно» добавлял домочадцам радости. Вот настенные часы – они давно встали, но когда-то были собеседниками маленькой сбегавшей от бонны девочки, 13-го ребенка в семье. Вот тяжелая кофемолка – сколько же труда вкладывалось прежде в самые простые действия! Современные механизмы экономят нам время, но на что мы променяли ритуал?
Подобные вопросы – важная часть концепции «ЯМузея». Он поделен на разделы ассоциативно, каждый блок – тема для размышления: о времени и красоте, детстве и родстве, потерях и памяти. О том, что считали достижениями наши предки и что важно совершить нам самим.
Конец осмотра – в комнате-мастерской. Ее украшает коллаж современной художницы Виктории Семыкиной «Уплывающие из памяти» в виде корабля с потерявшими адресатов фотографиями из семейных альбомов с блошиного рынка. Тут можно узнать, как составить свое родословие и в какой форме можно сохранять память о жизни своих родных, особенно если их еще не поздно расспросить.
Детям в музее поиграть в особое лото, сравнивая свою жизнь с жизнью Яковлевых, и заполнить короткий дневник – прямо на месте или дома. Вопросы-подсказки – повод для задушевного разговора с родителями: как тебя укладывали спать, что пели, каких животных держали твои бабушки в деревне, каким было любимое платье твоей мамы и по каким поводам она его надевала…
– Нам хочется, чтобы люди почувствовали связь поколений и увидели, как можно ее поддерживать. У кого-то есть вещи, у кого-то тетради родных, фильмы о семейных событиях. Можно записать разговоры со старшими на диктофон, вместе составить генеалогическое древо. Самые простые домашние ритуалы – это тоже важно! Мы очень рады, когда люди приходят семьями и начинают погружаться в обсуждение, в совместные воспоминания, – пояснила «РГ» основатель «ЯМузея» Мария Мурашова.
Записка для потомков
В семье Яковлевых первым собирать данные о предках начал в 1894-м тот самый Дмитрий Павлович. Младший ребенок в семье, он остался полусиротой без образования и денег, но сумел встать на ноги. Прошел путь от мирового судьи до управляющего Иваново-Вознесенским и Костромским отделениями Госбанка в чине статского советника. Плодом его изысканий стала не просто схема разветвленного семейства, но и исповедание ценностей, которые он хотел передать по наследству.
«Да подаст Господь родине моей и моему потомству всегда и твердо держаться за эти устои. Я был в них воспитан и, Бог даст, унесу их в могилу», – отметил он в рукописи.
Его «фамильную записку» сохранили сыновья, перепечатав на машинке, а дочь Ольга Дмитриевна вела и свою семейную хронику, которую в тревожные годы прятала в старом пианино. Возобновили исследование уже в новом тысячелетии внучка Дмитрия Яковлева – Варвара – и правнук Сергей Малышев. Он изучил массу источников и обобщил сведения о кинешемской ветви рода, у которого обнаружились общие корни с Шереметевыми, Колычевыми, Боборыкиными и другими старейшими фамилиями русских аристократов.
– Интересно, что о записках Дмитрия Яковлева мой папа узнал, когда ему было уже за 50, – рассказала Мария Мурашова. – Хотя их никто не скрывал, это было как-то неожиданно. Знаете, как бывает: «Что же ты мне не рассказывал?» – «Так ты не спрашивал!» Одни бабушки более говорливые были, другие, наоборот, о прошлом молчали. Видимо, память о репрессиях, о том, что за происхождение можно поплатиться, не давала оснований для откровенности. Моя бабушка Маша и тетя Варя видели, как их отца водили за колючей проволокой. Наверное, такие впечатления не проходят даром и влияют на людей, даже когда времена меняются.
Один из сыновей Дмитрия Павловича в 1930-е ходил на работу с тюремным набором на случай ареста, провел под следствием девять месяцев и был оправдан ценой невероятного упорства адвоката. Другого расстреляли в 1938-м. Жена, царственно красивая грузинская княжна Анастасия Багратион-Мухранская, узнав впоследствии о его реабилитации, сошла с ума за несколько минут…
Сергей Малышев готовил книгу, будучи тяжело больным. Его дочери понимали, что она вдохновляет и держит его в жизни. Вникали в исследования, привлекли редакторов и придумывали все новые задания, которые продлевали работу над текстом. К сожалению, том вышел через несколько месяцев после смерти Сергея Александровича, весной 2020-го.
– Еще в процессе подготовки к изданию мы осознали, что за ним должно что-то последовать. Пройдет десятилетие или два, но что будет дальше со всем наследием – как будто зависит от тебя, – отметила Мария. – Потомки Яковлевых, их вещи, фотографии и документы разбросаны по разным городам. И мы подумали, что неплохо хотя бы часть собрать в одном месте. В Кинешме. Мы из Москвы, а здесь живут наши троюродные сестры – в фамильном доме, куда многие члены семьи приезжали и приезжают отдыхать. И справедливо было бы дать всем им возможность прикоснуться к тому, что сохранил папа, получив от своей бабушки.
Под музей купили помещение со сводчатыми потолками в особняке купцов Зацепиных на улице Ленина. Вероятно, до революции в нем располагалась лавка или склад. На втором, некогда жилом, ныне находится художественный салон.
– То, что нам подвернулся такой объект, большая удача. Его выставили на продажу во время пандемии. Мы открылись в феврале 2022-го. Знакомый дизайнер разработал название и слоган «Семья больше, чем музей». Изначально я представляла себе музей «Дмитрий Павлович»: люди узнают о Яковлеве и его исследовании рода, а на выходе как будто примеряют его роль на себя, осознают ответственность перед потомками. Ведь все люди стремятся так или иначе остаться в памяти, думают, что останется после них, – рассуждает Мурашова.
Первая буква в логотипе «ЯМузея» – юс малый, прародитель нынешней буквы «я». Вдобавок – похожий на домик. Знатоки старого алфавита укажут, что на этом месте должна стоять другая буква, но для дизайна это не столь существенно. К созданию концепции привлекли педагогов и студентов МАРХИ, а над ее наполнением, над ключевыми текстами потрудилось множество родных Марии – от 10 до 80 лет.
На техническое открытие пришли рабочие из строительной бригады – с угощением и фотографиями своих дедушек. Вторая премьера состоялась для родственников, причем кинешемские потомки Яковлевых тут же вспомнили, что у них дома есть редчайшая карта Кинешемского уезда рубежа XIX–ХХ веков. Теперь она висит в музее, а местные жители иногда заходят посмотреть на нее, чтобы найти связанные с их предками населенные пункты, которые уже исчезли с лица земли.
История со вкусом
За все время работы в музее побывало около двух тысяч человек. Искали нужный режим, учитывая сезонный наплыв гостей города. Постепенно пришло понимание, как работать с местными жителями – не ради прибыли, а ради развития культурной жизни. Доходы у людей невысокие, поэтому «ЯМузей» старается выигрывать гранты на проведение бесплатных мероприятий. Летом состоялся фестиваль семейных историй «На память», недавно выставкой «Новый год в кругу семьи» завершилась художественно-генеалогическая лаборатория для молодежи.
– Чтобы создать программы для детей и подростков, мы пригласили профессионалов из музея-усадьбы «Царицыно» и музея «Новый Иерусалим». Одна из первых групп пришла из Кинешемского детдома. А мы по неопытности не узнали заранее, откуда ребята. И в начале экскурсии было сложно найти слова… Дети это почувствовали. Но потом удалось найти точки соприкосновения. Когда привели малышей из детсада, мы были подготовлены, – улыбается Мария.
Экономист по первой профессии и маркетолог по второй, она в свое время начинала бизнес, связанный с Кинешмой и отчасти историей. Решив подарить городу сладкий сувенир, взяла за основу семейный рецепт мазурки. Такое печенье с сухофруктами и орехами в доме Марии пекли на Рождество, Пасху и другие большие праздники. Продукцию, правда, успели оценить только в Москве. Производство пришлось закрыть, чтобы больше внимания уделять отцу. Возможно, когда-нибудь мазурка вернется – уже как сувенир из «ЯМузея».
Самый любимый экспонат хозяйки – свадебное платье прабабушки. В семье о нем не знали. Наряд был напоминанием о рано умершей матери двух девочек. Младшая прожила больше 90 лет, храня его в шкафу.
– Увидев его, я первым делом подумала – где же мое свадебное платье? – признается Мария. – Могу ли я положить его в тот же ящик? Чтобы его нашла моя правнучка… Представляете, передать привет потомку, с которым ты не встретишься на земле? По-моему, это как минимум интересно.