Нападение на базар Магдебурга унесло жизни пяти человек
Пришедшим на рождественскую ярмарку в небольшом восточно-немецком городке Магдебург (235 тысяч человек. - От ред.) казалось, что они в полной безопасности. В этом их уже много лет уверяли власти. Они говорили, что после теракта на рождественском базаре в Берлине 19 декабря 2016 года, во время которого террорист на грузовике убил 12 человек, сделаны выводы. И такое никогда не повторится. Повторилось. Ничто не предвещало беды - при входе на магдебургскую ярмарку бдительно дежурили наряды полиции, зеленые и красные, празднично раскрашенные бетонные блоки перекрывали проезд для автомобилей. Где-то в глубине торговых рядов маняще шумел специально подготовленный организаторами "сказочный городок", куда устремлялись сотни семей с детьми. А на курантах церковных часов успокаивающе торжественно играла любимая немцами рождественская песенка "Счастливого рождества везде".
А потом случилось непоправимое. На видеозаписях хорошо видно, как арендованный террористом черный джип БМВ медленно проезжает через специально отведенную для машин скорой помощи щель в заграждении. Но почему-то никто не обращает на это внимания. Словно невидимка машина плавно направляется в глубь торговых рядов, вежливо притормаживая, чтобы пропустить зазевавшихся пешеходов. Оказавшись на ничем не огороженном пространстве, водитель в считаные мгновения набирает скорость - на разгон до 100 километров производитель отводит этой модели в пределах 4-6 секунд.
400 метров, пять погибших
От въезда преступника на территорию ярмарки до момента задержания прошло всего три минуты. За это время работавший в Германии уроженец Саудовской Аравии Талеб аль-Абдулмохсен проехал всего 400 метров. Но этих 180 секунд ему хватило, чтобы убить пять человек. Более 200 получили травмы, у 41 - настолько серьезные, что врачи не исключают - число жертв теракта может вырасти. Погибшие - женщины 45, 52, 67, 75 лет и девятилетний ребенок. Мальчика зовут, звали Андре. Он был на ярмарке с родителями. Но в опустевший дом в маленькой деревушке в Нижней Саксонии взрослые вернулись одни. Андре работал в детской ячейке пожарной части - ее руководители уже открыли счет для пожертвований семье. Как и многие, Андре не успел увернуться от несущегося автомобиля - все произошло настолько быстро, что никто не смог ничего понять. "Люди падали на бок, никто не знал, откуда это взялось. Ничего невозможно было разглядеть", - вспоминает один из очевидцев. "Это было очень хаотично, так нереально. Те, кто мог бежать, бежали", - говорит другой свидетель трагедии. Автомобиль преступника промчался по широкому переулку между составленными в единый ряд прилавками, сбивая многочисленных посетителей, которым просто негде было укрыться. В конце переулка машина повернула в другую часть ярмарки, где находилась детская секция рынка - местные называют ее "Зона Сказка". "Вдруг раздался грохот и звук бьющегося стекла. Люди начали паниковать, я был рядом с местом, где все произошло", - описывает BBC то, что он запомнил, один из немцев. 22-летний пожарный Йоханнес волей судьбы оказался рядом с местом трагедии. "Я бежал по опустошенному рынку, - говорит он в интервью газете "Бильд". - Слева и справа лежали люди. Единственное, что пришло мне в голову, было: кому помогать? Затем я схватил раненых, возле которых никого не было, и стал отвозить их в соответствующие отделения больницы. Маркером я писал на лицах пострадавших слова зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько серьезными были их травмы". Андреа Рейс гуляла по ярмарке с дочерью. "Я ей сказала, пойдем купим сосиску. Но дочь захотела продолжить гулять", - вспоминает женщина. - Если бы мы остались на месте, чтобы поесть, то оказались бы на пути машины", - продолжает она. Что было потом? "Дети кричали, плакали, звали маму, - говорит, не скрывая выступивших слез, Рейс. - Такое невозможно забыть".
Как врач стал террористом?
Мужчина с аккуратно подстриженной бородой и круглыми очками в металлической оправе лежит на земле рядом с БМВ. На машине помято переднее крыло и решетка радиатора. Полицейские держат мужчину под прицелом и кричат, чтобы он не двигался. Причины, по которым специалист по психотерапии в пенитенциарной системе Талеб А стал террористом, до сих пор не понятны. Потому что налицо разрыв привычного для Германии шаблона - преступник не исповедовал радикальный ислам и не был нелегалом. Напротив, он был идеально встроен в немецкое общество, имел хорошую работу, знал язык. Ничто, как утверждают коллеги, не указывало на то, что он может спланировать нападение. Талеб А лечил преступников-наркоманов и "выполнял свою работу безупречно". Уроженец Саудовской Аравии, он в 2006 году приехал в Германию в качестве приглашенного врача, сдал необходимые экзамены. Известно, что свой приезд в ФРГ мужчина объяснял преследованиями на родине - якобы ему угрожали расстрелом, если он вернется в Эр-Рияд. С октября Талеб А находился сначала в отпуске, а затем на больничном, однако вопрос о его увольнении никто не ставил. Психоза в отношении пациентов он не проявлял и, как говорят коллеги, "никогда не был агрессивным, скорее страдал от подавленного состояния, на которое жаловался". Говорить о его причастности к правоэкстремистским платформам также не приходится. Восемь дней назад мужчина дал интервью исламофобскому американскому блогу, где утверждал, что немецкое государство проводит "тайную секретную операцию" с целью выследить бывших мусульман из Саудовской Аравии, чтобы разрушить их жизни. И обвинял "граждан Германии" в том, что его преследуют в Германии, после чего заявил, что "хочет отомстить немецкому народу". На своем веб-сайте на английском и арабском языках он написал: "Мой совет- не просите убежища в Германии". Обладали ли спецслужбы ФРГ информацией о взглядах Талеба А? Да, безусловно. Он ничего не скрывал. Определенную информацию на этот счет предоставляла и Саудовская Аравия. Однако врач ни в чем не подпадал под определение потенциального террориста и потому не находился в разработке. Совершенный им теракт для немецкого истеблишмента стал по-настоящему "разрывом шаблона" - отсюда заметная растерянность политиков ФРГ в отношении трагедии в Магдебурге. И очевидное желание объявить террориста "городским сумасшедшим", не сознающим, что он творит.
Кто разыграет "карту Магдебурга"?
На фоне развернувшейся в Германии кампании по выборам в бундестаг многие партии хотели бы воспользоваться ситуацией и использовать трагедию на рождественской ярмарке в своих интересах. Но сделать это весьма проблематично, а ситуация выглядит настолько неоднозначной, что может потопить многих. Начнем с того, что землей Саксония-Анхальт, где расположен Магдебург, с 2011 года управляет премьер от партии ХДС. А значит, именно он несет ответственность за ненадлежащую защиту ярмарки. Для наиболее вероятного претендента на должность канцлера от блока ХДС/ХСС Фридриха Мерца этот факт- болезненный удар по избирательной кампании. При этом возглавляет МВД Германии соратница действующего канцлера по партии СДПГ Нэнси Фезер, которая также виновна в проколе спецслужб, не сумевших ни вычислить, ни остановить террориста. А это камень в огород Шольца, также претендующего на переизбрание главой правительства. К тому же Талеб А в качестве причины своих действий назвал проводимую сначала Меркель (ХДС/ХСС), а потом и Шольцем (СДПГ) политику "открытых дверей" для мигрантов. А эта тема для страдающих от экономических неурядиц немцев одна из самых болезненных.
Погибшие - женщины 45, 52, 67, 75 лет и девятилетний ребенок
Каких политиков в большей степени сочтут виновными в произошедшем теракте в Магдебурге избиратели, не ясно - формально расследование продолжается, и полиция утверждает, что делать выводы о мотивах преступника рано. К тому же, как утверждает "Бильд", убийца в момент нападения находился под воздействием наркотиков. Какой именно препарат был обнаружен в его крови, не сообщается.
На Рождество рынок Магдебурга останется закрытым, как и расположенный по соседству парк развлечений. Большая часть иллюминации в центре города выключена. И только куранты церковных часов по-прежнему продолжают скрипуче наигрывать песенку "Счастливого Рождества везде". Только для немцев сегодня она звучит совсем не торжественно - жалобно, напоминая о празднике, который многие в этом году будут отмечать со слезами на глазах.