Бьют часы на Спасской башне: какие мелодии в разные эпохи исполняли Кремлевские куранты?

Кремлевские куранты. Это самый узнаваемый национальный символ России, первая достопримечательность Москвы и главный атрибут Нового года. Часы на Спасской башне отмеряют бег времени на протяжении более 300 лет, пережив пожары, революции, войны и смену властей. Когда же появились куранты в Кремле и какие мелодии исполняли? Об этом в интервью MIR24.TV рассказал первый заместитель гендиректора по научной работе «НИИ часовой промышленности Геннадий Хлюстов.

История башенных часов в городе Москве, по одним сведениям, началась в XV веке, по другим — в XVI веке. Геннадий Анатольевич, а какие ваши предположения?

— Действительно, в некоторых источниках говорится, что упоминания о часах на Спасской башне в Кремле датируются 1404 годом. Но в этом есть некое противоречие, ведь Спасская башня была построена позже, только в середине 1490-х. Я стал искать документальные свидетельства, и в архиве нашего НИИ нашел отчет 1947 года «История часов Спасской башни, подписанный заместителем начальника отдела связи, полковником Платоновым. Данная работа была выполнена на основе исторических данных, в том числе, книг, написанных исследователями и истории часов, и истории Московского Кремля.

Первое упоминание о часах на Спасской башне — это, примерно, 1585 год, но, уточню, упоминание косвенное. Одна из возможностей изучать историю любой страны — счетные книги. В 1585 году не сказано, что есть часы на Спасской баше, но есть документальные упоминания о мастерах: часовщику были выплачены деньги и пушнина за проделанную работу. Из этой информации мы понимаем, что башенные часы уже существовали.

Вероятно, что часы были достаточно простого устройства. В 1620-х их заменили на более современные. Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Его помощниками назначали русских кузнецов. Галовей потом писал, что «русские — это странные люди, а потому пришлось делать странные часы. А дело в том, что в ту эпоху пользовались другой системой измерения времени: день начинался с восходом солнца, а ночь — с закатом. В центре циферблата размещалось изображение звездного неба, солнца и луны, а вместо цифр — буквы старославянского алфавита. Неподвижно закрепленная стрелка исходила из луча последнего светила. Она всегда оставалась на месте, двигался только сам циферблат, разделенный на 17 частей.

Если не ошибаюсь, новый хронометр появился только при Петре I. Именно он приказал заменить старомодную 17-часовую систему на европейскую. Тогда установили механизм с 12-часовым циферблатом, точками отсчета стали не рассвет и закат, а полдень и полночь.

— Все верно. Механизм с часами и музыкой по указу Петра I был заказан в голландском Амстердаме. Их установка началась в 1705 году, частично завершилась в 1706-м, а окончательно — только к 1709 году. Новые часы с музыкальным боем могли играть три мелодии, для часового музыкального устройства использовали 36 колоколов.

Тогда же часовой механизм стали называть курантами. Почему? Существуют три версии. Первая — с французского это слово переводится как «бегущий, но разве часы могут бежать? А еще есть вариант, что традиционно на часовых башнях колокола играли именно мелодию танца «курант, модного в те времена. Только вот неизвестно, какую именно композицию воспроизводили московские куранты.

Есть еще одна версия, что Петру I сообщали, что наблюдали на часовой башне игру звонаря, а колоколов было много, и он так искусно играл ими и передвигал ногами, как будто «танцевал куранту. Признаюсь, эта версия мне нравится больше всего.

Геннадий Анатольевич, в истории часов на Спасской башне был интересный случай, когда музыка курантов была иностранной. Как так вышло?

— Все часы со временем приходят в негодность и требуют реконструкции. Часы на Спасской башне к середине ХVIII века пережили пожары, смену власти, их несколько раз меняли. В 1760-х в одном из помещений Грановитой палаты нашлись большие курантовые часы с музыкальным барабаном. Предположительно, произведены они были в Англии. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году по приказу Екатерины II, а запустили через три года. Куранты играли отрывок из народной австрийской песни «Ах, мой милый Августин. Это был единственный случай, когда в истории Спасской башни звучала иностранная мелодия. Часы вышли из строя после пожаров 1812 года.

Современные Кремлевские куранты на Красной площади появились, кажется, при Николае I? Как их удалось сохранить спустя столько времени?

— Часы установили на Спасскую башню в 1851 году. Когда я впервые поднялся на Спасскую башню, то на станине механизма увидел надпись «Часы переделаны в 1851 году Братьями Бутеноп в Москве. Они честно написали, что это не их механизм, однако провели реконструкцию курантов на совесть.

Ими проделана была огромнейшая работа: все достижения того времени были использованы в реконструкции курантов. Мастера заменили колеса и шестерни, подобрали специальные сплавы, установили новый циферблат, стрелки и часовые деления. Метки для минутных и пятиминутных делений покрыли золотом, а цифры и стрелки — медью с позолотой. Все это мы можем видеть сегодня, спустя 172 года.

Известно, что куранты на Спасской башне в разные политические эпохи играли разные мелодии…

— Именно так! Для новых часов Николаю I предложили 16 мелодий, в том числе «Боже, Царя храни! Но император сказал, что «куранты могут играть любые мелодии, кроме гимна. Часовой механизм исполнял два произведения: «Коль славен наш Господь в Сионе и марш лейб-гвардии Преображенского полка. Наступила Октябрьская революция. Известный факт, что снарядами попали в механизм, часы вышли из строя. В Москве тогда были сильные беспорядки: маятник украли, видимо, думая, что он золотой.

За восстановление часов взялись только в 1918 году. По желанию Ленина куранты играли «Интернационал и похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой. Работу выполнили Михаил Черемных (впоследствии лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств) и Николай Беренс, сын часового мастера фирмы «Братья Бутеноп. Интересно, что в своем отчете Черемных приводит такой факт: по возвращении в Москву через несколько месяцев часы молчали. В чем же дело? Выяснилось следующее: руководство страны решило, что куранты должны и ночью играть. Что же делать, ведь высоты завода гирь хватало только на один проигрыш? Долго думали, как же перенастроить часы, а потом решили доплачивать часовщикам, чтобы они вручную поднимали гири два раза в сутки. В 1932 году мелодию «Вы жертвою пали в борьбе роковой отменили. С 1938 года прекратили и воспроизведение гимна «Интернационал, признанного неудовлетворительным «ввиду несовершенства музыкального устройства.

В годы Великой Отечественной войны, в 1944-м, было предложено в качестве перезвона установить мелодию нового гимна СССР на музыку Александрова с использованием электромеханического привода. Система была разработана, изготовлена и смонтирована. Однако комиссия в составе членов Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 декабря 1944 года вынесла решение: воздержаться от ее ввода в эксплуатацию.

Когда же кремлевским курантам вновь вернули музыкальное звучание?

— Куранты зазвучали в 1996 году на торжественной церемонии вступления в должность на второй президентский срок Бориса Ельцина. Вместо колоколов тогда использовали металлические била, так называемые плоские колокола. Над Кремлем и Красной площадью играли мелодии Глинки: «Славься из оперы «Жизнь за царя и «Патриотическая песня.

Прошло несколько веков, но часы на Спасской башне по-прежнему звучат над Красной площадью. И, если честно, сложно представить Россию без этого символа...

— Перезвон Кремлевских курантов — это и символ России, и история, и вера, и надежда на светлое будущее. Безусловно — это главные часы страны. В 1999 году нашему «НИИ часовой промышленности поручили полностью отреставрировать часы. Это была полная разборка механизма с его последующей чисткой и покраской, в том числе необходимо было восстановить элементы циферблата, позолотить стрелки и цифры. Восстанавливали и музыкальный барабан.

Подошло время современного Гимна России. Нашими специалистами были записаны звуки девяти перезвонных колоколов, проанализированы. И оказалось, что в данной тональности на колоколах, что имелись, сыграть мелодию невозможно. Было принято решение закупить в Голландии три новых колокола, что позволило вплоть до 2020 года проигрывать Гимн России и «Славься.

В связи с тем, что качество воспроизведения было неудовлетворительным, было принято решение о радикальной реконструкции звонницы Спасской башни. На колокололитейном заводе были заказаны двенадцать колоколов с подстройкой их звучания в соответствии с нужной тональностью относительно самого большого колокола, оставленного на звоннице. Самый тяжелый изготовленный колокол весит 850 килограммов, а самый маленький — 36 килограммов. Мастера идеально выполнили филигранную работу. Специалистами «НИИЧаспром была разработана и изготовлена система управления боем вновь изготовленных колоколов.

В ночь на 9 октября 2020 года часы были остановлены для проведения монтажных и пусконаладочных работ. В ночь на 4 ноября 2020 года, в канун Дня народного единства, часы опять стали показывать московское время. Спасская башня снова стала полноценно выполнять свои функции не только как часовая и курантная башня, но и как символ России.

Сейчас на Спасской башне тринадцать музыкальных колоколов, девять перезвонных и один большой, отлитый еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным. В 6:00, 12:00, 18:00 и 00:00 над Красной площадью звучит Гимн России, а в 3:00, 9:00, 15:00 и 21:00 — вслед за часовым колоколом вызванивается мелодия «Славься из оперы Глинки.