Русское географическое общество запустило виртуальную экскурсию о судне "Витязь"
Русское географическое общество (РГО) запустило захватывающую виртуальную экскурсию в рамках образовательно-развлекательного проекта "Мир географии".
Если судьба занесет вас в Калининград, то маловероятно, что не побываете в одной из точек туристического притяжения: в Музее Мирового океана. А визит в упомянутый музей без посещения главного экспоната - научно-исследовательского судна "Витязь" - не засчитывается. Считайте, обделили себя знаниями и эмоциями. Но сейчас Русское географическое общество представило всем возможность посетить это судно, не выходя из дома. Не важно, где вы живете: во Владивостоке, Пскове, Донецке или Воркуте. Как? Расскажем, но сначала - зачем это?
У "Витязя" невероятная история. Когда его в 1939 году спускали на воду на верфи под Бременом, это был иной мир: наш Калининград еще был прусским Кенигсбергом, теплоход был грузопассажирским, на борту которого было начертано Mars. Предназначался для перевозки богатых путешественников и доставки бананов из Португалии и Испании. Заказчик задумал построить серию судов, названных в честь всех планет Солнечной системы. Кроме "Марса", успели спустить на воду "Нептун", "Плутон" и… Помешала война. Судно перевозило раненых и беженцев. Интересно, что каюты изначально были рассчитаны всего на 12 пассажиров, но в конце войны, когда под натиском Красной армии нацисты и гражданские побежали из Восточной Пруссии, "Марс" принимал на борт до 6 тысяч человек единовременно.
Именно за такими охотились наши подводники, включая знаменитого Маринеско, но "Марсу" была уготовлена иная судьба.
После нашей Победы, судно стало... Нет, не трофеем СССР. Его забрала Великобритания, переименовав в "Empire Forth". Ну не название, а лозунг: "Империя, вперед".
Теплоходу это не понравилось, и он уплыл к нам. Ну а если серьезно, то, конечно, не сам уплыл. В 1946 году союзники (Сталин, Черчилль и сменивший Рузвельта Гарри Трумэн) решили, что германский флот мы поделили не по справедливости. Именно тогда британский "Empire Forth" стал советским "Экватором", будучи приписанным к Таллину. Потом - к Ленинграду. Когда в 1946 году в Москве создали Институт океанологии АН, то главным экспедиционным судном стал этот теплоход, но уже под именем "Адмирал Макаров". А в апреле 1949 года выходил из Одессы в первый научный рейс уже "Витязем".
Среди портов приписки был еще и Владивосток. С начала 1990-ых он на вечной стоянке в Калининграде.
Мировая морская история знает судна и корабли, которые чаще меняли названия, и с очень необычными зигзагами "биографии". Но наш - абсолютная легенда, его история удивительна и уникальна. Немалая часть нынешних знаний человечества о мировом океане - именно благодаря ученым, работавших на "Витязе". И не только советских, но и из десятков стран мира. По сути, это не судно в обывательском понимании, а платформа для прорывных технологий. Их очень много, вот самая наглядная. Но сначала вопрос на засыпку: какая обычно длина якорных цепей? Теория гласит: берем глубину, где судно планирует встать на якорь, и умножаем на 5-8. Но в жизни обычно в пределах 30-40 метров. Гораздо реже якоря опускают на сотни метров.
На "Витязе" в конце 1950-ых установили мировой рекорд по глубоководной якорной стоянке - 9600 метров! При этом трос его якорного устройства составлял фантастические 12 450 м. Это где же найти такую глубину? В районе Марианской впадины? Угадали: именно благодаря команде "Витязя" и ученым на его борту человечество узнало истинную глубину упомянутой впадины. Во время экспедиций были открыты новые типы организмов и даже новые формы жизни. Это была эпоха, когда мы лидировали в океанологии, или как минимум не уступали США по числу проектов и научных судов.
Ну и немного статистики: до "выхода на заслуженный отдых" за бортом "Витязя" остались 800 тысяч морских миль - 1 481 600 "сухопутных" километров. Это как обойти планету Земля по экватору 37 раз! Условно, конечно. Напрямую по экватору судно не пройдет, Латинская Америка, Африка и кое-какие архипелаги помешают. Но цифры удивительные.
Хочется в Калининград, на невероятный "Витязь"? Летим прямо сейчас, не вставая с кресла или с дивана. Заходим на сайт, наслаждаемся. Позовите в виртуальное путешествие и своих детей: персонажи анимированы, не хуже яркого мультика, только в 100 раз полезнее. Потому что делает всех умнее, расширяет горизонты.
Это проект Русского географического общества поддержал ВТБ. Повод: 30-летие швартовки "Витязя" у музейного причала. Мелочь, а приятно: на настоящую экскурсию нужно купить билет: 300 рублей обычный и 150 - льготный (пенсионеры, участники СВО, студенты). Виртуальная прогулка бесплатная.
Хотя одно другому не мешает. Сначала знакомимся с легендами отечественной океанографии из дома, а потом, когда судьба занесет на Балтику, поднимаемся на палубы, впитавшие запахи моря и энергетику дальних странствий. Ароматы и энергетическую сакральность океанов высокие технологии передавать не умеют. Пока, во всяком случае.
Да, пожелание от читателей: рядом с "Витязем" стоят и другие любопытные суда-музеи. И даже подводная лодка. Хорошо бы виртуально побродить и по ним.