Праздник Сретения Господня в 2025 году: какого числа отмечают и какие традиции соблюдают православные христиане
Сретение Господне — важный церковный праздник. В день Сретения исполнилось 40 дней со дня рождения младенца Иисуса Христа, и в соответствии с ветхозаветной традицией, Богоматерь Мария принесла мальчика в иерусалимский храм. Там и произошло сретение (то есть встреча) старца Симеона, который олицетворяет все человечество, с Сыном Божьим. Об истории праздника, о традициях и народных приметах читайте в материале «Ленты.ру».
Какого числа отмечают Сретение
В 2025 году православные христиане отмечают Сретение Господне 15 февраля. Этот праздник — непереходящий, то есть он отмечается в один и тот же день каждый год. В 2024-м 15 февраля выпадает на субботу.
Что такое Сретение
Сретение Господне относится к числу двунадесятых праздников православной церкви. Это большие православные праздники, посвященные самым важным (после Пасхи) событиям земной жизни Иисуса Христа и Матери Божьей Пресвятой Девы Марии.
Само слово «сретение» славянского происхождения, на современный русский язык оно переводится как «встреча». Праздник Сретения Господня отмечается в честь встречи 40-дневного Сына Божьего с благочестивым праведником Симеоном в иерусалимском храме, куда Дева Мария и ее супруг Иосиф принесли младенца Иисуса, чтобы совершить законный обряд.
В более широком смысле это событие трактуют как встречу Сына Божьего со всем человечеством
«В этот день также произошла встреча Ветхого и Нового завета, — поясняет в разговоре с "Лентой.ру" архимандрит Иов (Гумеров), насельник Сретенского монастыря в Москве. — Евангельское повествование отражает точное исполнение закона пророка Моисея, которое включает в себя очищение в сорокадневный срок, посвящение Богу первородного сына».
Очевидно, что в древнем законе, данном народу Израиля, содержится нечто великое и важное для наших дней. Однако само событие — сама встреча Иисуса с людьми в храме — открывает уже новозаветную историю архимандрит Иов (Гумеров) насельник Сретенского монастыря в Москве
История старца Симеона
Согласно преданию, Симеон, впоследствии названный Богоприимцем, был праведным, благочестивым и одним из самых образованных людей своего времени. Он родился за 360 лет до появления на свет Иисуса и входил в число 70 ученых переводчиков (толковников), которым египетский царь Птолемей II Филадельф велел перевести ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий. Занимаясь этим переводом, Симеон прочел следующие слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он усомнился и захотел исправить текст, заменив слово «Дева» на слово «жена». Однако ему явился ангел Божий и остановил, запретив искажать текст.
За сомнение в словах пророка Симеону было отказано в смерти до тех пор, пока он своими глазами не увидит Спасителя рода человеческого, которого «во чреве приимет и родит» именно непорочная Дева
В Евангелии от Луки, третьей книге Нового Завета, говорится, что в год Рождества Христова Симеон был уже очень стар и ждал важной встречи, дабы исполнилась Божья воля. В день Сретения он пришел в храм «по вдохновению». А когда увидел поднимающуюся по ступеням Марию с ребенком на руках, сразу понял, кто перед ним. Симеон вышел навстречу, принял младенца из рук матери, благословил его и обратился к Господу со словами своей, впоследствии ставшей знаменитой, песни.
Песнь Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. Современный перевод этого текста звучит так: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Пресвятой Деве Марии старец предсказал будущее ее сына и предупредил о ее собственных муках возле Креста: «Се лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).
История пророчицы Анны
Вместе с Симеоном в храме младенца Иисуса встретил еще один человек — женщина по имени Анна. Святитель Амфилохий Иконийский в своем труде «Слово на Сретение» назвал ее «венцом вдов»: «телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен, согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая».
По преданию, Анна прожила в замужестве всего семь лет, рано овдовела, лишилась денег и имущества, но больше не вышла замуж, поскольку хотела сохранить верность покойному мужу. Она вела праведную жизнь, жила при иерусалимском храме, как и многие другие вдовы тех времен.
Евангелист Лука ее называет пророчицей: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:36-38).
Анна, как и Симеон, сразу узнала Сына Божия в младенце, принесенном Девой Марией и Иосифом, и стала рассказывать всем, что настало время исполнения предсказания о даровании миру Спасителя.
Какого числа вспоминают старца Симеона и пророчицу Анну Память Святого праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны чествуется церковью в одну дату, 16 февраля, на следующий день после праздника Сретения Господня
Как отмечают Сретение Господне
Это древнейший праздник христианской церкви, он завершает череду рождественских празднеств. Отмечать Сретение стали еще в IV веке — на христианском Востоке, с V века — на Западе, а начиная с VI века в Византии этот день был официально признан государственным праздником.
Согласно преданию, в 540-х годах в городе Антиохии случилось несколько сильных землетрясений и была вспышка эпидемии. По поверью, после того, как христиане провели в день Сретения Господня крестный ход и всенощное бдение, бедствия закончились.
С давних времен и до нашего времени в праздник Сретения Господня для православных христиан очень важным является посещение церковной литургии, а также совершение таинств исповеди и причастия. Пост в этот день не предусмотрен: только в случае, когда праздник выпадает на среду или пятницу, полагается есть рыбу вместо мяса.
Тропарь Сретения Господня
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш,просвещаяй сущия во тьме.Веселися и ты, старче праведный,приемый во объятия Свободителя душ наших,дарующаго нам воскресение.
Современный перевод:
Радуйся, благодатная Богородица Дева,ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,просвещающий находящихся во тьме.Веселись и ты, старец праведный,принявший во объятия Освободителя душ наших,дарующего нам воскресение.
Кондак Сретения Господня
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоими руце Симеоне благословивый,якоже подобаше, предварив,и ныне спасл еси нас, Христе Боже,но умири во бранех жительствои укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Современный перевод:
Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим,и руки Симеона благословивший,заранее, как надлежало,и ныне Ты спас нас, Христе Боже.Но огради миром среди войн народ Твойи укрепи тех, кого Ты возлюбил,Единый Человеколюбец.
День православной молодежи
В день Сретения с 1953 года отмечается еще один праздник — Всемирный день православной молодежи. Он был утвержден на первой генеральной ассамблее Всемирного православного молодежного движения «Синдесмос» (это самое крупное в мире православное братство, объединяет 126 молодежных организаций в 46 государствах).
Выбор христианского Сретения для празднования этого дня символичен: день 15 февраля олицетворяет переход от старого к новому, молодому
В России положение об учреждении Российского дня православной молодежи было выпущено значительно позже, только в 2002 году, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В этот день, 15 февраля, православная молодежь встречается со священнослужителями, проходят концерты с музыкой и танцами, спортивные соревнования, конкурсы, игры. Русская православная церковь в каждой епархии и митрополии проводит молодежные съезды и конференции.
Еще одна традиция Дня православной молодежи в России — проведение Сретенского бала, обычай появился также благодаря Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Молодежные Сретенские балы проходят в разных городах страны.
Поздравления с праздником Сретения Господня
Как поздравить родных и близких? «Лента.ру» предлагает варианты для вдохновения.
В светлый день Сретения Господня желаю вам новых значимых встреч. Не бойтесь их, не бойтесь перемен, идите вперед и помните, что обновление — один из самых важных процессов нашей жизни. В чистый и светлый праздник Сретения Господня примите мои самые искренние поздравления! Желаю вам радоваться каждому дню, полученному в дар от Бога, быть добрым, здоровым и счастливым. Мира в душе и во всем мире — вот главное мое пожелание тебе и твоим близким в прекрасный праздник Сретения Господня. Добро и свет обязательно восторжествуют! Верь, надейся и люби ближних своих — именно этого хочу пожелать тебе в день Сретения Господня. И тогда на твоем пути обязательно случатся судьбоносные и радостные встречи! В праздник Сретения ГосподняПоздравляю всей душой!Пусть вы вспомните сегодня,Как прекрасен мир большой.Пусть любовь, тепло и вераНе покинут никогда.Пусть продлится света эраВсе грядущие года!
Приметы на Сретение
В народе считается, что Сретение — это первая встреча зимы с весной, поэтому было придумано множество примет, связанных с природой. По погоде в этот день судили о будущих весне и лете, об урожае. Верили: какова погода на Сретение, такой будет и весна. Если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и теплая, если выпал снег — это к затяжной и дождливой весне.
Другие приметы:
На Сретение утром снег — будет урожай ранних хлебов; в полдень — средних; к вечеру — поздних. Капель на Сретение — к богатому урожаю пшеницы. На Сретение ветер — к плодородию фруктовых деревьев.
Народные традиции Сретения
«В феврале, когда день уже заметно прибавился, и тьма периода после зимнего солнцестояния отступает, но до весеннего равноденствия еще нужно дожить, в народных традициях отмечались праздники про встречу сезонов — Встретенье, Громницы, Стретенье, Сустретьев день, Зимобор, Пресвятая Мария Громница — и было много ритуалов, посвященных почитанию огня», — рассказывает в беседе с «Лентой.ру» исследователь традиционной культуры и музыковед Анна Луговая.
Например, в Армении в эти же дни празднуют Трндез (Тъярнэндарач) и обязательно зажигают костры. Считается, что если молодожены или влюбленные смогут прыгнуть через костер, не разнимая рук, то их любовь будет вечной, а бездетным женщинам огонь костра поможет забеременеть и родить. В конце праздника все водят хороводы вокруг костра, а его пепел развеивают по полям в надежде на будущий урожай.
По словам Луговой, в некоторых странах Восточной Европы, в Хорватии, Белоруссии и в северо-западных губерниях России в Сретение было принято освещать свечи. Фольклорист перечисляет и другие ритуалы:
в некоторых областях центральной России в полночь на Сретение ходили к трем колодцам набирать воду. Эта вода считалась целебной. Ею брызгали на больных родственников и скотину, в ней купали и поили ею детей. распространен был на Руси символический обряд продажи ребенка: кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребенка, за которого она платила какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, пожилая женщина говорила: «Живи на мое счастье». На деньги, заплаченные за ребенка, покупали свечи. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни, а ребенку таким образом прочили долгие годы и здоровье. раньше верили, что ветер в Сретение отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени идти в сад и трясти руками фруктовые деревья. в это же время хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они активнее несли яйца. Говорили: «Корми в Сретение кур овсом — весной и летом будешь с яйцом».
А еще начинали готовить летнюю сбрую, ремонтировать то, что требовало починки. Если народные традиции переносить на современность, то пора осмотреть хозяйским глазом дом и настроить, отладить, отрегулировать все, до чего за зиму не дошли руки. Или, может, записаться в шиномонтаж на смену резины? Чтобы в марте не стоять в очередях Анна Луговая исследователь традиционной культуры
Сюжет Сретения Господня в искусстве
Этот библейский сюжет полюбился художникам — в разное время по его мотивам было создано множество картин. Сретение вдохновило таких живописцев, как:
Андреа Челести; Фра Бартоломео; Себастьян Бурдон; Фра Беато Анджелико; Тинторетто; Рембрандт; Джеймс Тиссо; Дуччо-ди Буонинсенья; Андреа Мантенья; Джотто ди Бондоне; Амброджо Лоренцетти; Василий Шебуев; Андрей Шишкин; Алексей Егоров.
А среди литературных произведений одно из самых проникновенных принадлежит перу поэта Иосифа Бродского, он написал это стихотворение в 1972 году.
Иосиф Бродский «Сретенье» Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял младенца из рук Марии; и три человека вокруг младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма. Тот храм обступал их, как замерший лес. От взглядов людей и от взора небес вершины скрывали, сумев распластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца. И только на темя случайным лучом свет падал младенцу; но он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона. А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня, реченное некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем что глаза мои видели это Дитя: он — твое продолженье и света источник для идолов чтящих племен, и слава Израиля в нем». — Симеон умолкнул. Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила, кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься. И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. «Слова-то какие…» И старец сказал, повернувшись к Марии: «В лежащем сейчас на раменах твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть его будет, твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око». Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шагал по застывшему храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась.