«Сбила ПВО?»: что говорят эксперты о крушении самолёта под Актау

В российских соцсетях распространилось несколько видеофрагментов, снятых пассажирами злополучного рейса «Азербайджанских авиалиний», который потерпел крушение на территории Казахстана под Актау. Эксперты авиасообщества приходят к выводу, что причиной крушения воздушного судна стала воздействие извне ракетой ПВО или взорвавшимся дроном.

Официально авиавласти Казахстана, на чью долю выпало расследование причин крушения лайнера, предлагают дождаться результатов экспертиз. Уже найдены бортовые самописцы, рассказал на брифинге главный транспортный прокурор Казахстана Тимур Сулейманов. Вице-премьер Казахстана Канат Бозумбаев отметил, что развернула работу межведомственная следственная группа.

«Дайте возможность экспертам поработать. Все расследование находится в юрисдикции Казахстана, так как авиапроисшествие произошло на нашей территории, и оно находится под контролем генерального прокурора», — добавил он.

Официально от властей Казахстана получила распространение информация, что самолет в Актау запросил вход в воздушное пространство и зашел в него в 11:00. Однако связь с ним была потеряна в 11:28, а в 11:39 произошло столкновение с землей.

Как самолёт оказался в Казахстане

Самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines летел из Баку в Грозный. Однако на чеченской земле его не допустили к посадке, как и в Махачкале. Официально – из-за тумана на летном поле. Тогда пилоты решили пересечь Каспийское море, а это лишние 300 км, и сесть в Актау. Первоначальная информация – над морем они подали сигнал бедствия.

В Актау воздушное судно летало кругами над аэродромом около часа, а затем рухнуло на землю, так что от удара отвалилась хвостовая часть. Позднее выяснится, что пассажиры этой части остались в живых.

Какая официальная версия России

Росавиация и ряд государственных СМИ заявили еще до первых результатов осмотра места крушения, что самолет столкнулся со стаей птиц. В Казахстане появилась даже версия, что взорвался кислородный баллон, из-за чего появилось отверстие в салоне. Однако авиаэксперты отмечают характерные отверстия на фюзеляже и крыле самолета, напоминающие следы от поражающих элементов ракеты.

В поддержку этой версии есть видео, которое скинули СМИ выжившие в катастрофе. На кадрах видно повреждение обтекателя механизма выпуска закрылков. При этом самолет находится на высоте (над облаками), а в салоне у всех пассажиров кислородные маски. То есть повреждения были получены на высоте, и экипаж знал о них.

Почему разбился самолёт в Актау

Само по себе это повреждение обтекателя вряд ли могло привести к падению воздушного судна. Однако инсайдеры авиаотрасли полагают, что попавшая на видео дырка – лишь часть более обширных повреждений шрапнелью или иными осколками, прилетевших к самолету извне. Кадры самолета на земле также демонстрируют подобные следы поражения.

В сообществе Aviaincident наибольшее распространение получила версия, что самолет потерял управляемость из-за огня по нему или другим объектам рядом с ним. Есть версия, что он не смог сесть в Грозном не из-за тумана, а из-за попыток местных служб ПВО отбиться от атаки украинских дронов. В этой обстановке азербайджанское судно могло получить повреждения в результате так называемого friendly fire – если операторы ПВО на чеченской земле приняли пассажирское судно за украинских дрон.

Другой вариант происхождения отверстий в корпусе – поражение осколками от дрона, взорвавшегося или сбитого в непосредственной близости от летящего пассажирского лайнера

«По времени сходится — в

08:35 мск,

когда по первому сообщению подали «бедствие», борт был около Грозного. По разгерметизации сходится — есть два видео из салона с выпавшими масками и с повреждениями спасательного жилета. По характеру отказа сходится — ни птица, ни неисправность баллона таких сложностей в управлении самолётом не дадут. Плюс отверстия на хвостовой части. Часть [повреждений] могла быть получена при взрыве на посадке или от удара о землю, но уж больно много маленьких отверстий одного диаметра», – пишет пользователь в сообществе Aviaincident.

Зарубежный авиаперевозчик Azerbaijan Airlines в ответ на это трагическое событие приостановил все полеты из Баку в Грозный и Махачкалу и в обратном направлении.

Переговоры с диспетчером

Кроме того, авиаторы выложили пересказ переговоров пилота Embraer с диспетчером. Уже в Грозном ясно, что воздушное судно испытывает серьезные проблемы с управлением.

При этом причину поломки источник озвучить не смог, однако из его слов следует, что это точно не птица.

Что рассказал выживший бортпроводник AZAL

Свою версию событий прямо изнутри самолёта рассказал выживший бортпроводник Зульфугар Асадов, и она во многом подтверждает версию наблюдателей. Читайте, что рассказал бортпроводник Embraer, который, по его словам, получил ранение в воздухе. 

«Слава Аллаху, я выжил. Жаль, что членам нашего экипажа и другим пассажирам так не повезло. Мы выжили благодаря героизму нашего командира и второго пилота», – сообщил работник авиаотрасли.

Ранее ИА «Уральский меридиан» опубликовало рассказ пассажира упавшего самолета из Екатеринбурга, которой выжил и сообщил подробности падения. На этом самолете также был бортпроводник «Уральских авиалиний» и женщина из Екатеринбурга, которая перестала выходить на связь после падения.