В Зале славы крымской журналистики — новые герои

Новыми «обитателями» Зала славы крымской журналистики стали Аркадий Аверченко, Джеббар Акимов, Макс Альперт, Сергей Борзенко и Павел Трошкин. Их имена определили минувшей осенью на Втором медиафоруме «Журналистика в период специальной военной операции», а торжественная церемония расширения Зала славы прошла 25 декабря.

В Зале славы крымской журналистики — новые герои
© Парламентская газета

Вонзил дюжину ножей в спину революции

Аркадий Аверченко родился в 1880 году в Севастополе. В разные годы редактировал журналы «Штык», «Меч», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Аверченко иногда называли «русским Марком Твеном». Автор путевых заметок «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу» и сборника памфлетов «Дюжина ножей в спину революции». В годы Гражданской войны писал для выходивших в Крыму газет «Таврический голос» и «Юг».

«Я знаю в этом городе каждый камень, — говорил Аверченко Вертинскому. — В детстве я недоумевал, как можно жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные города Мексики, мыс Доброй Надежды, реки Оранжевая, Амазонка, Миссисипи и Замбези? Все мечтал удрать отсюда в Америку… Потом в Питере нет-нет да и вспоминал родину, когда писал детские рассказы. Как только сяду за этакий рассказец, так сразу передо мной возникают Хрустальная бухта, наша Ремесленная канава, мать, отец, сестры… А теперь я счастлив, что я здесь. Вся моя большая родина — Россия — сжалась до размеров Севастополя. Мог ли я даже подумать, что мой маленький, тихий, скромный город волею судьбы и Божьим попущением станет столицей когда-то огромного Русского государства…»

13 ноября 1920 года Аверченко ушел из Севастополя в Константинополь, в эмиграцию на одном из последних кораблей, навсегда увозивших из Крыма старую Россию. Поселился в Чехии, где активно публиковался в местных газетах. Умер в Праге 12 марта 1925 года и покоится на тамошнем Ольшанском кладбище, однако завещал перезахоронить свой прах в России. Логичнее всего это было бы сделать в родном городе писателя — Севастополе. Пока завещание Аверченко остается невыполненным.

Боролся за возвращение татар

Джеббар Акимов родился в 1909 году в деревне Тувак (Рыбачье). В предвоенные годы — редактор издательства «Крымгосиздат» и газеты «Къызыл Къырым» («Красный Крым»). В 1942 году был заброшен к партизанам, чтобы вести пропагандистскую работу на крымско-татарском языке. В 1944 году вместе со всеми крымскими татарами депортирован в Узбекистан по обвинению в сотрудничестве с фашистами. Один из основателей и организаторов Национального движения крымских татар, боровшегося за возвращение народа на историческую родину. За это провел три года в советской тюрьме.

Джеббар Акимов скончался 22 июля 1983 года в узбекском городе Бекабад. В 2009 году, к столетию со дня рождения журналиста, в Крыму прошли памятные мероприятия в его честь, а на здании «Крымгосиздата» в Симферополе (сейчас это кинотеатр имени Шевченко), где до войны работал Акимов, открыли мемориальную доску.

Восстановление исторической справедливости произошло только в 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией, и закреплено в Указе Президента от 21 апреля № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского, итальянского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

Сфотографировал знаменитого комбата

Макс Альперт родился в 1899 году в Симферополе. До войны — фотокорреспондент «Правды» и «Рабочей газеты», запечатлевший великие советские стройки Магнитку и Турксиб. В Великую Отечественную — фотокор ТАСС и Совинформбюро. Кавалер боевых орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Снимал освобождение Керчи. На одной из фотографий запечатлел, как советские бойцы срывают свастику с арки завода имени Войкова. Самая знаменитая работа Альперта — «Комбат», на которой изображен командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом в руке.

«Мне как военному корреспонденту, работнику «Красной звезды» немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество», — писал об Альперте Константин Симонов.

После войны Альперт — фотокорреспондент Агентства печати «Новости». Многие работы мастера хранятся сегодня в Государственном центральном музее современной истории России.

Герой Огненной земли

Сергей Борзенко родился в 1909 году в Харькове. В Великую Отечественную — военкор газет 18-й армии «Знамя Родины» и 1-го Украинского фронта «За честь Родины». За героизм, проявленный при высадке на «огненную землю» Керченского полуострова Эльтигенского десанта, майору Борзенко присвоено звание Героя Советского Союза.

Вот сухие, как порох, строчки из наградного листа: «Писатель армейской газеты «Знамя Родины» майор Борзенко С. А. высадился на берег Крыма в ночь на 1 ноября вместе с первым десантным отрядом 318-й Новороссийской стрелковой дивизии. Этот отряд состоял из полутора батальонов. Немногочисленный по своему составу, он с ходу вступил в бой с сильно укрепившимся противником. В силу сложившейся обстановки и большой убыли офицерского состава майору Борзенко вместе с майором Ковешниковым и майором Мовшовичем, как старшим по званию, пришлось лично участвовать в руководстве боем десантного отряда. Когда немцы бросили в контратаку танки, прорвавшиеся на сто метров к командному пункту отряда, Борзенко вместе с офицерским составом отбивал гранатами в передовой цепи подошедшие танки, лично показывая пример и руководя бойцами. Все время находясь в десанте, Борзенко лично участвовал в отражении непрерывных контратак противника, число которых в первые дни доходило до 17-19. Несмотря на тяжелые условия десанта, Борзенко выполнял и свою непосредственную обязанность военного корреспондента армейской газеты «Знамя Родины». Его корреспонденции, доставляемые живой связью и по радио, исчерпывающе информировали о положении в десанте».

С 1944 года Борзенко — корреспондент газеты «Правда». Среди его боевых наград не только звезда Героя, но и три ордена Красной Звезды и два ордена Отечественной войны I степени. В качестве военкора освещал войну в Корее и советско-китайский конфликт на острове Даманский. Писатель, автор рассказов и очерков «Десант в Крым» и «Храбрость», повестей «Повинуясь законам Отечества», «Жизнь на войне», «Фронтовые были».

Погиб в бою с бандеровцами

Павел Трошкин родился в 1909 году в Симферополе. С 1936 года — специальный фотокорреспондент газеты «Известия». Работал военкором на Халхин-Голе, во время Советско-финской и Великой Отечественной войн снимал сражение за Москву, Сталинградскую битву, Курскую дугу, форсирование Днепра, освобождение Крыма и Западной Украины. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и «За оборону Сталинграда», орденом Отечественной войны I степени.

«Трошкин П. А., находясь с первого дня Отечественной войны на фронте в качестве специального военного фотокорреспондента газеты «Известия», проявил себя смелым, отважным офицером Красной Армии и блестящим корреспондентом. Почти все время он работает на передовой линии: был один раз ранен. Целая серия фотоснимков, опубликованных майором Трошкиным в центральной печати в СССР и в печати союзных стран — в Англии, Америке, ярко показывает героические эпизоды боев, которые ведет Красная Армия против немецких захватчиков», — читаем мы в наградном листе к ордену Отечественной войны.

Трошкин первым сфотографировал немецкие танки, подбитые нашей артиллерией в 1941 году, сделав это под огнем противника на «ничейной» территории. Трошкину принадлежат лучшие снимки Киева в дни его освобождения от фашистов осенью 1943 года. Весной 44-го под Тернополем самолет, на котором Трошкин летал снимать бои за освобождение Западной Украины, был сбит немцами и приземлился рядом с вражескими окопами, однако журналист вместе с пилотом и подоспевшими на помощь красноармейцами под огнем на руках вывел боевую машину в безопасное место.

Именно Павел Трошкин стал прототипом Мишки-корреспондента — героя эпопеи Константина Симонова «Живые и мертвые». «Когда ему надо было непременно что-то снять, он не отступал от своего намерения ни при каких обстоятельствах. И не только сам забывал об опасности, но и забывал, что его товарищи могут быть не настолько храбрыми людьми, как он сам. И что им тоже может быть страшно», — писал Симонов о Трошкине.

Павел Трошкин погиб 19 октября 1944 года в бою с бандеровцами под городом Станиславом (ныне Ивано-Франковск). Его похоронили на холме Славы во Львове. В советские годы имя Трошкина носили пионерские отряды во Львове и Ивано-Франковске. Что с могилой героя сегодня — неизвестно. Зато известно, что в прошлом году с мемориала на холме Славы были демонтированы памятники советским воинам-освободителям — их намеревались установить в музее «Территория террора». Останки похороненных на холме солдат — героев Великой Отечественной львовские власти собирались эксгумировать и перезахоронить где-нибудь на задворках до конца 2024 года.

Справка: Зал славы крымской журналистики открыт в Институте медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Крымского федерального университета имени Вернадского в декабре 2023 года. Его первыми членами стали Лев Толстой, Исмаил Гаспринский, Константин Симонов, Евгений Халдей, Илья Сельвинский, Леонид Яблонский, Константин Макаров, Владимир Бобашинский, Владимир Мелащенко, Константин Дудченко, Гарринальд Немировский, Григорий Иоффе.