Что Год Змеи нам уготовит?
Известное стихотворение поэта и барда Михаила Щербакова "Шансон" начинается так: Вершит народ дела свои - пройдохи ищут славы, Пророки врут, поэты пьют, богатство копит знать. Стоит над миром год змеи, все злобны, как удавы, И каждый хочет сам в угоду году гадом стать. Метафора "злобного удава", возможно, относится не к пресмыкающемуся – оно, скорее, флегматично, особенно когда переваривает целиком проглоченного кролика, – а к собственно Году Змеи. Вообще, конечно, стихотворец иронизировал над человеческой манерой винить в собственных недостатках какие угодно высшие силы, только не себя самого: Пройдёт над миром год змеи, начнётся год собаки, И снова цепь, и снова лай, и войны, и грызня. Чего так злобен род людской? Да это просто год такой. Однако же для Года Змеи все же можно сделать исключение и назвать его "злым" годом. Еще в древнерусском языке слово "злой" означало "плохой", "негодный", "худой", "жестокий". Есть весомые свидетельства того, что годы Змеи отличаются особой жестокостью – то ли по отношению к людям, то ли по отношению людей к себе подобным. Для начала давайте посмотрим на последние годы Змеи – какими событиями они характеризовались? 1881 год – убийство царя Александра II группой народовольцев. Непосредственно бомбу в императора метнул белорусский дворянин Игнатий Гриневецкий, который подорвался на ней же и умер на несколько часов позже жертвы. Цареубийство повлекло репрессии и общее политическое ужесточение в российском обществе. 1893 год – финансовая реформа Витте и Вишнеградского, давшая смену экономического курса России в сторону капитализации, то есть обогащения государства – но и количественный рост пролетариата, ставшего движущей силой событий последующих двух годов Змеи. 1905 год – первая русская революция, начавшаяся с "Кровавого воскресенья", расстрела царем мирной демонстрации, несущей предложения бескровного социального обустройства России. На фоне революции режиму придется сделать ряд уступок в сторону демократизации общественной жизни. 1917 год – год сразу двух революций, сначала уничтоживших в России монархию, а затем и весь веками формировавшийся строй вместе с первыми и довольно удачными ростками капитализма. 1929 год – коллективизация, оказавшаяся фактической ликвидацией крестьянства как класса. Годом раньше в стране, носившей уже название СССР, началась индустриализация. Тем самым были сделаны заметные подвижки в сторону создания в Стране Советов строя, который у нас называли социализмом, а за рубежом – государственным монополистическим капитализмом. 1941 год – без комментариев. Каждый житель нашей страны знает эту величественную и скорбную дату и все ее последствия. 1953 год – смерть Сталина, конец диктатуры и культа личности, поворот к "оттепели" в общественной, политической и культурной жизни. 1965 год – конец хрущевской оттепели и косыгинская аграрная реформа, предполагавшая робкие социально-экономические изменения, но не достигшая цели. 1977 год – издание новой Конституции СССР, сменившей "сталинскую" 1936 года. В ней было объявлено завершение построения развитого социализма в стране. На деле это был маркер полного застоя, отсутствия движения вперед, что и привело к дальнейшим переменам во всех сферах общества. 1989 год – первый съезд народных депутатов СССР, апофеоз перестройки, полная демократизация общественной жизни и отступ от того, что называлось завоеваниями социализма. Не строго в этот год произошли, но относятся к этой же стремительной эпохе вывод советских войск из Афганистана, крах Варшавского договора, разрушение Берлинской стены, подписание договора СССР-США об одностороннем разоружении, прекращение "холодной войны" и курс на радикальное изменение советской экономики. 2001 год – демонстрация удачного построения капитализма и общий подъем экономики России (правда, на фоне высоких цен на нефть на мировом рынке, но все же это время запомнилось людям как сытое и благополучное, притом социокультурно свободное). 2013 год – предпосылки и канун "цветных революций" в бывших советских республиках, которые многие сегодня и в нашей стране, и за границей рассматривают как симптом нового передела мира. 2025 год – ? Еще в 1998 году вышла книга Григория Кваши и Жанны Аккуратовой "Поиски империи. Исторический структурный гороскоп". "Слоган" этого труда – "Почему история повторяется?". Член-корреспондент РАЕН Григорий Кваша – интереснейшая личность, идущая по стопам Николая Морозова . Он тоже проявляет себя как математик и историк одновременно, то есть применяет к историческим процессам математические вычисления и астрологические схемы, и дает прогнозы, которые часто сбываются. Вощможность предсказать будущее – основная идея "Поисков Империи", нон-фикшна, квалифицированного как исторический структурный гороскоп. Но я бы, скорее, сказала, что это систематизация наиболее ярких общественных и политических процессов за всю историю человечества. А она показывает: во всеобщей истории периодически в разных государствах возникают циклы серьезнейших потрясений и переворотов, неизменно ограниченные 144 годами. Всегда от Года Змеи – до Года Змеи. Именно такой цикл в новой истории России завершится в 2025 году. Авторы книги справедливо пишут, что такие промежутки в истории выпадали всегда: в античности, средние века, новое время. Пожалуй, точнее сказать, что на их протяжении и изменялись общественно-экономические формации, если принять на вооружение марксистско-ленинскую терминологию. Скажем, предыдущий цикл Змеи в России и Европе выпадал на рубеж XVI – XVII веков, время, охватившее у нас Ивана Грозного, опричнину и Великий Раскол, а "у них" – Реформацию и первые антимонархические революции. Каждый цикл Змеи приходится между периодом накопления и созидания, условно называемый Эрой Быка, и период активного распоряжения богатствами, условно называемый Эрой Петуха. Если не ошибаюсь, подобную теорию выдвигали некие "британские ученые", и я с нею соприкоснулась еще студенткой (естественно, в Историко-Архивном институте ничего эдакого преподавать не могли, но чтение исторической публицистики студиозусами приветствовалось). По мнению историка-астролога, цикл Змеи делится на 4 фазы по 36 лет, каждая со своим значением. У Кваши подход к истории в целом цивилизационный – по развитию и падению империй. Потому он оперирует термином "империалистическое 144-летие" и выстраивает такую систему. В первые 36 лет намечается план действий по историческому развитию империи. Во второй фазе концентрируются насилие и жестокость, власть ведет себя с подчиненными все строже, и это приводит не только к кровопролитиям, но и к роковым ошибкам. События, входящие в самую скверную историческую память, по Кваше, всегда выпадают на вторые 36 лет цикла. Третью фазу называют "серой" за вялость и забюрократизированность ее течения. А четвертая фаза сопровождается процветанием государства и бедностью и бесправием народа – это характерные признаки империи. Но так как эти 36 лет завершают развитие империи в рамках одного цикла, за ним неизменно следует прорыв, с которого начинается фундаментально новое мироустройство и формируется новый уклад жизни, от частной судьбы до всего мирового сообщества. Вот только прорывы могут быть болезненными и с долгим "послевкусием"… Поэтому Михаил Щербаков имел не только право поэта, но и объективные основания говорить о "злобе" Года Змеи. И каждый из нас может сам решить, с каким чувствами – радостью или опаской – ему встречать Зеленую Деревянную Змею.