Секретные фамилии маршала Жуков: для чего он их использовал
C целью дезинформации противника и недопущения утечки ценных сведений перед важными сражениями во время Великой Отечественной войны Ставка Верховного главнокомандования в официальных документах и телеграммах использовала кодовые слова и залегендированые имена полководцев. Свои позывные были и у первого маршала Советского Союза – Георгия Константиновича Жукова.
Операция «Уран» и Константинов
В книге «Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала», Алекс Громов отмечал, что в ходе операции «Уран» Жукова именовали оперативным псевдонимом «Константинов».
Готовившийся в условиях глубокой секретности наступательный план, в котором войска Донского, Сталинградского и Юго-Западного фронтов должны были окружить Сталинградскую группировку Гитлера, пестрел кодовыми словами.
Чтобы предотвратить случайный срыв этого стратегически значимого военного мероприятия в большинстве донесений оно значилось просто как «переселение», которое должны были организовать командиры – Васильев, под именем которого скрывался Иосиф Сталин, Михайлов — Александр Василевский и Константинов – Георгий Жуков.
Длившаяся с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года операция «Уран» нанесла фашисткой группировке, состоявшей из немецких, итальянских, венгерских, хорватских и румынских частей, тяжелейший урон. Проявив оперативно-тактическое мастерство, советские военачальники продемонстрировали миру отвагу Красной Армии, и её способность противостоять коричневой чуме.
Операция «Румянцев» и Юрьев
Второй псевдоним Георгий Жуков получил в ходе разработки и проведения операции «Румянцев». Об этом факте стало известно после того как Министерство обороны России в преддверии 75-летнего юбилея победы в Курской битве рассекретило хранившийся под особым грифом документ, датированный 6 августа 1943 года и подписанный лично Сталиным.
План «Румянцев» подразумевал освобождение от захватчиков города Харькова, в нем должны были принимать участие формирования под командованием «товарища Юрьева» и «товарища Александрова».
Впоследствии выяснилось, что под фамилией Юрьев скрывался маршал Жуков, а Александровым был маршал Василевский.
Первый в ходе данной операции координировал действия Воронежского и Степного фронтов, а второй руководил войсками Юго-Западного и Южного фронтов.
Варшавское наступление и Жаров
В книге Сергея Кремлёва «Тайны 45-го. От Арденн и Балатона до Хингана и Хиросимы» упомянут ещё один армейский псевдоним маршала Жукова — «товарищ Жаров».
Именно Жарову, исполнявшему обязанности заместителя Верховного Главнокомандующего, было адресовано донесение офицера Генерального штаба Красной Армии, датированное 3-м августа 1944 года.
В нём военный представитель объяснял причины неудачного боя войск 8-й гвардейской армии на западном берегу реки Вислы.
Шифровки
Фамилии представителей высшего командного состава менялись с такой скоростью, что даже в случае дешифровки, немцы не успели бы воспользоваться полученными данными. Так в одном документе под именем «Васильев» скрывался военачальник Александр Василевский, а спустя некоторое время под этим псевдонимом уже действовал сам Сталин, иногда представлявшийся как «Иванов». Под одной и той же кодовой фамилией «Константинов» в разные периоды руководили войсками Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, последний к тому же пользовался вымышленным именем «Костин».
Постоянной трансформации с целью запутать соперника подвергались названия стратегических подразделений. Достоверно известно, что в феврале 1944 года в одной из директив Сталин упоминал не существовавший к тому времени «танковый корпус Ротмистрова», имея в виду действующую 5-ю гвардейскую танковую армию Ротмистрова.