Как Шерлок Холмс: чем знаменит выдающийся сыщик Аркадий Кошко
24 декабря в Москве открыли памятник выдающемуся сыщику Аркадию Кошко. Он украсит сквер напротив Центрального музея МВД России на Селезневской улице.
Дата открытия памятника выбрана не случайно: легендарный криминалист, чье имя за годы советской власти было фактически стерто из общественной памяти, скончался в этот день сто лет назад.
...Аркадий Францевич сделал блестящую карьеру — от сыщика до начальника уголовного розыска Российской империи. Его заслуги колоссальны: он модернизировал сыскные отделы, разработал систему идентификации преступников, первым ратовал за организацию разветвленных агентурных сетей. Именно поэтому, кстати, в среде оперативников память о Кошко сохранялась. Вот что говорит об уникальной личности Кошко писатель, журналист-криминолог, автор книг о МУРе и бестселлера «Москва бандитская» Николай Модестов:
«В русской литературе имя Аркадия Кошко известно не меньше, чем имя лондонского сыщика Шерлока Холмса. Но если Холмса сделало популярным воображение и талант писателя Артура Конан Дойла, то Кошко стал знаменит благодаря своим собственным достижениям в криминалистике и интереснейшим книгам. Его трехтомник "Очерки уголовного мира" с восхищением читали в начале прошлого века, с интересом читают и сегодня и любители детективов, и профессиональные сыщики».
Аркадий Францевич Кошко родился в Могилеве, в состоятельной дворянской семье 12 января 1867 года. Получив домашнее образование, поступил на военную службу, стал офицером, но, отслужив несколько лет в армии, решил изменить род занятий. Какое-то время работал начальником станций в разных городах Петербургско-Варшавской железной дороги, но потом пошел работать в полицию.
Вообще о работе полицейского он мечтал еще в детстве. Аркаша много читал, обожал книги Анны Радклиф, Эдгара По, в которых всегда было так много загадочного. Настоящим же его кумиром стал герой книг Эмиль Габорио мудрый сыщик Лекок, популярностью которого вдохновился Дойл, придумывая Холмса.
Первым местом новой службы была у Кошко Рига. Молодой и энергичный, Аркадий смело внедрял в работу полиции все прогрессивное, что имелось на тот момент в мировой криминалистике. Его быстро заметили, оценили и перевели в 1906 году на работу в СанктПетербург помощником начальника сыскной полиции, а через два года — начальником Московской сыскной полиции.
На самом деле личность это была просто уникальная. Он умел и сам, учил и других использовать в работе грим, переодевания, к любому делу подходил нестандартно. Когда был украден бриллиант с иконы Богоматери в Рижском кафедральном соборе, он заподозрил сторожа. Тот не «кололся», и тогда Кошко вызвал их с женой на новый допрос, а за это время его агент спрятался под супружеской кроватью. Как Кошко и предполагал, оставшись вдвоем, супруги себя выдали, начав обсуждать, как поступить с украденной драгоценностью.
Среди самых известных дел Кошко — розыск драгоценных камней из оклада иконы Божьей Матери в Успенском соборе Кремля, расследование массового убийства в Ипатьевском переулке и знаменитого дела Бейлиса. Интереснейшие воспоминания оставил Кошко и о следствии по делу об убийстве Григория Распутина... Благодаря Кошко в розыске были организованы антропометрический, фотографический и дактилоскопический кабинеты. Эти новации улучшили работу полиции. Он же придумал систему, которая позволяла быстро находить в картотеке отпечатки пальцев преступников и сличать их. Кошко стал самым известным полицейским России. А в 1913 году на Международном съезде криминалистов русская полиция была признана лучшей в мире!
Он ушел в отставку, а вскоре революция 1917 года вынудила его уехать за границу. Его судьба похожа на судьбы многих покинувших родину людей: Крым, Турция, переезд во Францию…
В эмиграции ему было тошно. Его не раз приглашали на высокие должности, в частности — в Скотланд-Ярд. Но он отказался, надеясь, что когда-то вернется на родину.
...В Париже он написал свои знаменитые «Воспоминания». И сегодня, рассказывает Николай Модестов, на столах сотрудников МУРа, рядом с компьютером и мобильным телефоном, можно увидеть книги Кошко! Его наработки не стареют.
...Над памятником великому сыщику работал скульптор Владимир Иванов — ученик Александра Рукавишникова, автор недавно открытых памятников Вячеславу Тихонову и Андрею Туполеву. На замечание — мол, фигура Кошко получилась движущейся, Владимир довольно кивает:
«Было важно передать движение, ведь это суть профессии сыщика!»
Памятник был готов в 2018 году, но шесть лет «искал свое место».
«Наверное, в итоге нашел лучшее, недалеко от Новослободской, — улыбается Владимир. — Именно тут до революции было полицейское отделение Сущевское, и Аркадий Францевич тут бывал и ходил по зданию, приезжая из Петербурга в Москву».
Эта работа для Иванова — самая долгожданная.
«Перед тем, как начать его лепить, я прочел собрание рассказов и мемуары Аркадия Францевича. Книга просто потрясающая! — рассказывает Владимир. — С его рассказами в руках можно бродить по городу: там мелькают названия знакомых московских переулков, и, гуляя, можно не просто ими любоваться, но еще и сопоставлять увиденное с событиями прошлого».
В памятнике много символики. Постамент — вообще целый мир, но его вы увидите только после открытия.
«Хотелось, чтобы памятник можно было долго рассматривать, надеюсь, что задал ему определенное настроение деталями и атрибутикой той эпохи. Может, это прозвучит наивно, но и полированный камень был выбран мной как символ идеального мира, который пытался создать этот человек-уникум...»
Владимир благодарен за помощь и Малому театру. Оказывается, там ему любезно предоставили костюм того времени, и скульптор «облачал» в него человека, по пропорциям близкого к Кошко, и «ловить» его движения.