Эксперт рассказал RT о вкладе Дегтярёва в развитие отечественной оружейной школы

145 лет назад, 2 января 1880 года, родился Василий Алексеевич Дегтярёв. Выдающийся конструктор создал образцы автоматического оружия, многие из которых не потеряли актуальность в современных вооружённых конфликтах. В частности, он разработал первый отечественный серийный пехотный пулемёт ДП-27 и лёгкий пулемёт РПД, который охотно использовала даже американская армия. В 1930-х годах в тандеме с Георгием Шпагиным Дегтярёв изготовил легендарный крупнокалиберный ДШК. О конструкторском таланте и выдающихся изделиях Василия Алексеевича в интервью рассказал главный редактор журнала «Калибр» Александр Кудряшов.

— Василий Алексеевич Дегтярёв входит в своеобразный пантеон великих советских оружейников. В чём специфика его конструкторского таланта?

— Для краткой характеристики конструкторского дарования Василия Алексеевича больше всего подходит слово «предопределение». Можно верить в судьбу или отрицать тот факт, что человек рождается для выполнения некой задачи. Но в случае с Дегтярёвым можно наблюдать как раз нечто подобное.

Посудите сами. Он был потомственным тульским оружейником, отец, дед и прадед служили на Тульском оружейном заводе (ТОЗ), следовательно, вектор жизненного пути мальчика получил чёткую направленность с самого рождения.

Профессиональная карьера Дегтярёва началась с 11 лет, когда он пошёл на работу в ТОЗ. На момент достижения 21-летнего возраста он уже освоил ремесло токаря и слесаря. Далее последовал период действительной службы в опытной оружейной мастерской при Ораниенбаумском полигоне, затем — знакомство с Владимиром Григорьевичем Фёдоровым, величайшим оружейным конструктором того времени, носителем передовых взглядов, автором концепции массового применения самозарядной винтовки и создателем первого русского автомата.

В период с 1891 по 1925 год Дегтярёв получил все необходимые навыки и знания, чтобы стать одним из основоположников советской школы конструирования автоматического оружия.

— Считается, что одним из первых проектов Дегтярёва была модернизация винтовки Мосина. Так ли это на самом деле и как работа над трёхлинейкой помогла в конструировании автоматического оружия?

— Да, так и есть. Первые опыты как самого Дегтярёва, так и его наставника Фёдорова были направлены на создание самозарядной винтовки на базе затворной группы винтовки Мосина образца 1891 года. Этой цели достичь не удалось.

Однако усилия Дегтярёва и Фёдорова не были напрасными. Они учились на ошибках и осознали, что не следует пытаться превратить винтовку с ручным перезаряжанием в скорострельную, как тогда называли полуавтоматические винтовки. Любой положительный результат на этом пути только усложнял конструкцию и в разы повышал себестоимость производства.

В ходе безуспешных попыток модернизировать винтовку Мосина Дегтярёв пришёл к двум выводам, на которые он впоследствии опирался при разработке оружия. Первый — будущее полевых сражений — за плотным автоматическим огнём. Второй — проектирование автоматического и самозарядного оружия должно выполняться с нуля.

— Малоизвестным изделием Дегтярёва является автоматическая винтовка образца 1930 года. Что это за оружие? Почему оно не пошло в массовое производство?

— Следует уточнить: винтовка Дегтярёва была не автоматической, а самозарядной, то есть функции стрельбы очередями она не имела. Работа над этим проектом велась в рамках масштабной программы перевооружения РККА. После её завершения основным видом стрелкового оружия пехотных частей должна была стать именно самозарядная винтовка. Эксперименты подобного рода велись не только Дегтярёвым. Над аналогичными проектами работали Сергей Симонов и Фёдор Токарев.

В массовое производство модель не пошла из-за того, что оказалась конструктивно сложной и дорогой в производстве. Объём боекомплекта составлял пять патронов. Для скорострельного оружия он был признан недостаточным. Общая масса винтовки — 4,8 кг в разряженном состоянии — тоже была недопустимо велика.

В целом этот проект Дегтярёва следует рассматривать как один из промежуточных шагов на пути становления отечественной концепции самозарядной винтовки. Это был ценный опыт, позволивший другим оружейникам понять, к чему нужно стремиться, а чего следует избегать при создании подобного оружия.

— Одной из первых удачных разработок Дегтярёва является ручной пулемёт ДП-27. Можно ли считать его по-настоящему эффективным оружием в сравнении с западными аналогами, включая немецкий MG-34/42?

— ДП-27 стал первым отечественным серийным пехотным пулемётом. На мой взгляд, это крайне удачный проект, поскольку пулемёт сочетал в себе все основные качества, которые требуются такому оружию. А именно: плотность огня, надёжность конструкции, невысокая себестоимость производства, простота освоения личным составом.

ДП-27 — это оружие Победы в Великой Отечественной войне. Я могу ошибаться, но с 1929 года и по сей день не прошло ни одного вооружённого конфликта, в ходе которого не использовался бы данный дегтярёвский пулемёт. И это, пожалуй, лучшее доказательство его эффективности.

Что касается его сравнения с «пилами Гитлера» (MG34/42), то здесь следует учесть, насколько дорогим и трудоёмким было производство последних. Если у ДП-27 наблюдались задержки огня по причине ослабления пружины магазина и перегрева возвратной пружины, то MG всех типов были крайне чувствительны к загрязнению. Их автоматика регулярно давала сбои.

Одна из претензий к ДП-27 — это дисковый магазин. Однако Дегтярёв не мог спроектировать ручной ленточный пулемёт с прямой, прошивной подачей патрона из-за особенности тогдашнего боеприпаса 7,62х54 мм, имевшего выступающую закраину.

— В 1944 году Дегтярёв создал РПД и впоследствии неоднократно модернизировал это оружие. Какую оценку можете дать этому образцу?

— Пулемёт РПД является одним из первых образцов ручных пулемётов, использовавших промежуточный патрон калибра 7,62х39 мм образца 1943 года. Благодаря новому боеприпасу РПД обеспечивал возможность эффективной работы на дистанциях до 800 м. Это был ленточный пулемёт с барабанным магазином на 100 патронов. По-прежнему впечатляет выдающийся набор его рабочих качеств при массе оружия 7,4 кг без боекомплекта.

РПД великолепно проявил себя в ходе вьетнамской войны. Манёвренность, малый вес, высокая плотность огня (650—750 выстрелов в минуту), неприхотливость в обслуживании — это далеко не полный перечень его достоинств. Пулемёт охотно использовали как войска Северного Вьетнама, так и американцы. После вьетнамского конфликта «послужной список» РПД дополнился Анголой, Родезией, Мозамбиком, Афганистаном. В ряде стран он применяется и сейчас.

— В самом начале Великой Отечественной войны Дегтярёв в рекордные сроки создал противотанковое ружьё ПТРД. Насколько успешным было это оружие по сравнению с аналогичным изделием системы Симонова (ПТРС)?

— Об успешности противотанкового ружья Дегтярёва говорит тот факт, что его серийное производство продолжалось до 1944 года. Более того, его боевая эксплуатация не завершена до сих пор.

Ружьё оказалось чрезвычайно простым в устройстве и дешёвым в производстве. Оно использовало мощный 14,5 мм патрон Семёна Владимирова, эффективно разрушавший гусеницы германских танков всех типов. На дистанции 300 м пуля, выпущенная из ПТРД, пробивала броню толщиной 35 мм.

При этом для своего класса ПТРД оказалось достаточно лёгким — чуть более 17 кг. Это давало высокую манёвренность расчёта и повышенную эффективность боевой работы.

Одновременно с ПТРД советская промышленность массово выпускала ружьё Симонова (ПТРС). Модель Дегтярёва уступала ПТРС по той причине, что была однозарядной и перезаряжалась вручную. Симоновское ружьё имело неотъёмный магазин, вмещавший пять патронов, и перезаряжалось за счёт отвода пороховых газов.

ПТРД не потеряло актуальность в ходе всей Великой Отечественной. На начальном этапе оно использовалось для борьбы с танками, а с момента завершения Сталинградской битвы в основном применялось штурмовыми группами в городских боях для подавления огневых точек вермахта. К слову, в том же ключе ПТРД используется и в современных конфликтах.

— Как создавался и применялся в бою легендарный ДШК? Сохраняет ли этот пулемёт актуальность в наше время или у российской армии есть более современные и эргономичные образцы?

— Пулемёт ДШК создавался Дегтярёвым в тандеме с Георгием Шпагиным как универсальное средство подавления групповых целей, борьбы с низколетящими самолётами, лёгкой бронетехникой. В качестве боеприпаса система использует мощный патрон калибра 12,7х108 мм.

В бою ДШК применялся на треноге (в качестве средства поражения воздушных целей), станке Колесникова (в качестве средства огневой поддержки пехоты) или статичной тумбе (в составе вооружения маломерных судов ВМФ).

Пулемёт Дегтярёва — Шпагина в том виде, в каком он известен сегодня, был создан в 1938 году. В 1946 году он был модернизирован, после чего применяется в неизменном формате в настоящее время. За более чем 85 лет эксплуатации система Дегтярёва — Шпагина остаётся эффективным боевым оружием с надёжной автоматикой и простотой освоения бойцами.

Серийное производство ДШК до сих пор осуществляется в Китае, Пакистане, Индии. В российской армии он заменён более современными и технологичными моделями вроде «Утёса» и «Корда».

— Как бы вы оценили оружейное наследие Дегтярёва? Можно ли его назвать вторым по значимости отечественным оружейником после Калашникова?

— Вопрос поставлен не совсем корректно. И Дегтярёв, и Калашников — самостоятельные величины, и сравнивать их не имеет смысла. Дегтярёв был старше Калашникова и принадлежал к другой эпохе. Скорее их следует рассматривать как лучших представителей различных поколений советских оружейников, сменявших друг друга.

Дегтярёв был четыре раза награждён Сталинской премией, получил звание генерал–майора инженерно–артиллерийской службы и стал доктором технических наук. В честь Василия Алексеевича были названы ковровский завод (ЗиД, входит в «Ростех»), на котором он работал, и Ковровская государственная технологическая академия.

Что касается оружейного наследия Дегтярёва, я скажу так: невозможно оценить то, что бесценно. Василий Алексеевич ковал меч для своей страны — меч, который до сих пор можно использовать. Спустя десятилетия имя этого талантливого конструктора по-прежнему слышится в раскатах пулемётных очередей по всему миру.