280 лет назад родился пионер воздухоплавания Жак-Этьенн Монгольфье
280 лет назад родился пионер воздухоплавания - француз Жак-Этьенн Монгольфье.
Почему и сегодня, спустя почти три века, мы вспоминаем это имя? Жак-Этьенн Монгольфье один из тех, кто открыл человечеству дорогу в небо. А воздушные шары братьев Монгольфье более чем на столетие стали единственным средством передвижения людей по воздуху.
Жак-Этьенн родился 6 января 1745 года во французском городке Аннонэ. Его отец, владелец небольшой бумажной фабрики, даже представить себе не мог, что его "младшенький", а вместе с ним и старший сын Жозеф-Мишель станут "небесными первопроходцами". Кстати, всего в семье было шестнадцать детей. Жозеф и Жак были соответственно 12-м и 15-м ребенком.
Трудно сказать, кто первый из них задался классическим вопросом: почему люди не летают? Но факт остается фактом: идея подняться над землей овладела братьями раз и навсегда. Первым осенило Жозефа - после того, как однажды, проходя мимо прачечной, он случайно увидел, как сушившиеся над очагом простыни надувались и вздымались вверх.
Одержимые мечтой о полете, братья разработали и построили первые воздушные шары, наполненные горячим воздухом. Их так и назвали - "монгольфьеры". Задворки семейной фабрики стали "испытательным полигоном".
5 июня 1783 года "монгольфьер" впервые поднялся в небо. Диаметр "летающего мешка" составлял около 12 метров. Он был сшит из холста и обклеен бумагой. Мало кто из присутствующих верил, что это чудо может взлететь. В топке под оболочкой сжигали шерсть, бумагу, дерево и мокрую солому. Как выяснилось, если оболочку наполнять нагретым сырым воздухом, а не сухим, то подъемная сила аэростата будет больше.
Протокол, составленный о том, как прошел первый полет, зафиксировал: воздушный шар продержался в воздухе 8 минут и пролетел на высоте 520 метров около 3 км.
Первые полеты были без пассажиров. Они появились на борту "монгольфьера" спустя три месяца, 19 сентября 1783 года: при демонстрации шара в Версале в гондолу посадили барана, утку и петуха. Вот они-то и стали первыми в истории авиапутешественниками. Историки пишут, что за полетом наблюдали король Людовик XVI и Мария-Антуанетта. Животные прекрасно перенесли воздушное путешествие, но петух, говорят, все-таки пострадал: на него наступил баран.
Примечательно, что 170 с лишним лет спустя дорогу в космос для человека проложили тоже животные - легендарные собаки Лайка, Белка и Стрелка.
Воодушевленные успешной демонстрацией в Версале, Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление самого большого воздушного шара, который мог бы поднять в воздух двух человек. Новый воздушный шар разительно отличался от предшественников: имел овальную форму, более 13 метров в диаметре, объем более 2 тысяч кубических метров и вес 500 килограммов. К тому же его разукрасили знаками зодиака и цветами.
21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа отправился в полет первый воздушный шар, которым управляли люди. Это были физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд. Смельчаки поднялись над землей на высоту 1 км и преодолели за 25 минут больше 8 км. Они стали первыми аэронавтами.
Пилатру де Розье было на тот момент 29 лет. Он изучал математику, физику, химию и естественные науки, преподавал химию. Стал основателем парижского научного общества "Атеней": оно занималось организацией лекций, которые пользовались огромной популярностью.
Маркиз д'Арланд был старше - ему исполнился 41 год, он служил в королевской гвардии.
Оба были страстными поклонниками экспериментов по воздухоплаванию братьев Монгольфье. Участвовали в тренировочных подъемах в воздух на привязанных шарах. Именно они убедили короля Людовика XVI в том, что первый полет людей на воздушном шаре должен быть осуществлен представителями высшего сословия.
К сожалению, через два года физик Пилатр де Розье погиб, став первой в мире жертвой авиакатастрофы. 15 июня 1785 года он вместе с другом, механиком Пьером-Анжем Роменом собирался пересечь на "монгольфьере" Ла-Манш. Но через 15 минут после взлета воздушный шар загорелся и взорвался...
Изобретение братьев Монгольфье принесло им огромную известность. Они стали членами Академии наук, а король пожаловал им дворянский титул и герб с девизом "Так поднимаются к звездам".
Кстати, возникает вполне логичный вопрос: а почему сами изобретатели не рискнули оторваться от земли на своем детище? Вот тут мнения историков расходятся. Одни пишут, что сами изобретатели безумно боялись высоты. Другие, что Монгольфье все-таки планировали лично пилотировать летательный аппарат, однако Людовик XVI запретил им принимать личное участие в полете.