Воткинск: музей Чайковского, сквер Высоцкого
Наверняка большинство наших читателей знают, что в Воткинске родился и провел первые 8 лет жизни гений мирового значения Петр Ильич Чайковский, и что город гордится мемориальным музеем композитора. Безусловно, дом-музей Петра Чайковского – духовная и энергетическая доминанта города и всей его жизни. Однако о мемориальном комплексе, связанном с именем Петра Ильича, мы расскажем особо. А этот материал – о том, чем богат Воткинск помимо памяти о Чайковском. Насчет знаменитых уроженцев – скажем, в Воткинске увидел свет Евгений Андреевич Пермяк (1902 – 1982): писатель, драматург, журналист и режиссёр. Евгений Пермяк (это псевдоним) нынче помнится только как советский детский автор. В какой-то мере это заслуженно: человек он был небезупречного поведения, как и многие работники литературного цеха в СССР, особенно в годы Большого террора, писатель для взрослых весьма конъюнктурный, служивший "соцреализму", который предписывал изображать действительность не такой, какая она есть, а такой, какой должна быть. Но в зрелые годы Пермяк обратился к прозе для детей и сказкам – и вот в этом поле создал ряд бесхитростных и светлых текстов. Однако память писателя в Воткинске так не почитается, как память двух музыкантов – об одном уже говорили, о другом речь впереди. Завод стал городом только при Советской власти Всякий населенный пункт начинается с истории. Собственное прошлое определяет развитие местности, внешний вид поселения, ментальность и традиции его жителей. Огромная часть истории Воткинска – это промышленное производство, железоделательный завод. Из того, что было здесь до екатерининской "индустриализации", историки зафиксировали только "Воткинское городище", датируемое III—V веками и относящееся к мазунинской археологической культуре. В историческом квартале Воткинска Поскольку Воткинск, как и нынешняя столица Удмуртии Ижевск, строился в качестве предприятия с поселениями для рабочих, то внешне они практически близнецы. Городской пейзаж Ижевска и Воткинска определяют пруд и завод, обустроенные по одному проекту. Город растянут вдоль пруда, который делит его на два района. Ровные кварталы от Воткинского пруда уходят кверху. Несмотря на то, что планировка Воткинска европейская, прямоугольная, иные улочки являют собой самую что ни на есть глубинную дореволюционную Россию, какой мы себе ее воображаем. Здесь можно экранизировать Чехова и Островского или рассказы Михаила Булгакова 1920-х годов без декораций (не удивлюсь, если так и происходит). В более новых кварталах главенствует "сталинская" застройка. Немного исторических сведений. Воткинск основан графом Петром Ивановичем Шуваловым весной 1757 года и был на тот момент посёлком при строительстве Воткинского железоделательного завода. Указ Сената о создании оного завода подписали через полгода после начала поселения. Заводской конгломерат входил тогда в Хлыновский уезд Казанской губернии. Уездный центр Хлынов, напомню, это будущий губернский город Вятка, а ныне – областной центр Киров . Забегая вперед: маленький Воткинск не раз менял административно-территориальную принадлежность: был в составе Пермской губернии, Кировского края и области и даже Уральской (Свердловской) области (хотя до Кирова тут гораздо ближе, чем до Свердловска). И лишь в октябре 1937 года город Воткинск из Кировской области был передан в состав Удмуртской АССР. За два года до этого, 20 августа 1935 года, постановлением Президиума ВЦИК Воткинский рабочий поселок был преобразован в город Воткинск. Это произошло спустя почти 180 лет после основания Воткинского завода графом Петром Шуваловым. Без малого два века поселение было вроде как просто придатком к предприятию. Современный его статус (с 2019 года)— муниципальный городской округ Удмуртской республики "город Воткинск". Воткинск является центром одноименного района, но в состав этого района не входит. Воткинский пруд Воткинская плотина в 1757 года создания длиной в 382 сажени была самой длинной среди уральских и примкнувших к ним горных заводов. Завод параллельно с местом обитания "персонала" (в него вливались и приписные крестьяне окрестных деревень) строился на протяжении двух лет и был официально запущен 1 ноября 1759 года. На то время, подсчитано, на предприятии трудились 260 человек и функционировали 14 молотов. В составе производства были кричная фабрика (на которой чугун превращали в железо) и фабрики по производству листового и сортового железа. Это было технологичное для своего времени производство. Но и условия работы на нем были такими тяжелыми, что в первые же годы существования завода на нем происходили волнения. Так что, когда летом 1774 года сюда пришел с войском Емелька Пугачев, многие рабочие примкнули к его частям. Несогласных Емельян Иванович повесил, управляющий персонал – тоже, завод наполовину обезлюдел. Его пришлось восстанавливать в 1775 году, после того, как бунтаря-лжеимператора четвертовали на Красной площади в Москве. А императрица Екатерина II в 1779 году повелела начать на заводе изготовление якорей для кораблей военно-морского флота и специально прислала в Воткинск мастеров из Адмиралтейства, чтобы построить и оснастить якорную фабрику. Это было сделано так хорошо, что новация "задержалась" на заводе на целых 140 лет, а сам он стал лидером в царской России по выпуску этих специфических изделий. Вскоре после этого, в 1801 году, на Воткинском заводе было налажено производство инструментальной стали. За преобразованием стоял тот же человек, который перепрофилировал Ижевский железоделательный завод в Ижевский оружейный завод: выдающийся горный инженер Андрей Федорович Дерябин, первейший специалист этого дела в России своего времени, обладающий множеством пышных титулов и званий. В связи с чем заводской посёлок какое-то время пребывал в статусе горного города и даже самостоятельного горного округа. Пушки возле сквера Высоцкого напоминают об оружейном прошлом Воткинска Так что воткинское производство с годами только росло и расширялось. Предприятие не раз отличалось и оставляло яркий след в истории всей страны. Именно тут, на Воткинском заводе, в 1857 году был выплавлен шпиль Петропавловской крепости: изящная с земли "иголочка" высотой 48,5 метра и весом свыше 3500 пудов (более 57 тысяч килограммов). Благодаря заводу в Удмуртии появилась первая железная дорога, соединившая пристань в селе Галёво на реке Каме с Воткинском. Революция и Гражданская война прокатились по Воткинску, как и по всей России, оставив местами страшные следы. Владимир Ленин, видевший в пролетариате движущую силу общественных переворотов, не учел того, что эта движущая сила может возжелать переворота и в обратную, не нужную большевикам сторону. В промышленной Удмуртии разыгралось Ижевское антибольшевистское восстание, также известное как Ижевско-Воткинское восстание, а если верить советским учебникам – я Ижевско-Воткинский антисоветский мятеж. Впоследствии его назовут самым крупным выступлением рабочих против советской власти. Хотя, строго говоря, это некорректно. Участники восстания, передовая часть рабочих Ижевского и Воткинского завода, провозглашали "Советы без большевиков". Иными словами, новая власть их устраивала, а вот её вершители – нет. Восстание грянуло летом 1918 года и продолжалась до ноября того же года, охватило рубежи Пермской, Уфимской и Казанской губерний и "обогатило" Белую армию 30 тысячами добровольцев. Говорят, только из Воткинска ушло столько народу – не идейные враги Советов, а обычные крестьяне и рабочие, многие с семьями. А когда восстание было подавлено, в марте 1919 город заняла Сибирская армия Колчака. Тем же летом на смену колчаковцам пришли красные. Городу досталось. Заводу – тоже. От населения Воткинска осталось меньше половины. Завод пострадал так, что его на три года законсервировали: в ноябре 1922 года закрыли, в сентябре 1925-го восстановили. "Господская улица", ведущая к дому-музею Чайковского. Новомученики воткинские Та же революционная эпоха оставила городу Чайковского несколько мрачных и трагических преданий. Некоторые так и хочется повторить – они многое повествуют о Воткинске, невзирая, правда ли это, или чистые легенды. Говорят, например, что, когда начали территорию делить белые и красные, в Воткинске большинство горожан поддержали белых. Воткинский завод перешел на работу в два режима: он снабжал оружием и красных, и белых. Днем одна партия оружия уходила "направо" – ночью другая уходила "налево". Среди начальственного состава Ижевского завода было немало офицеров. Пока власть качалась, они поняли, что надо выживать, а не втягиваться в братоубийственную войну. Те, у кого оставались царские погоны, вышили на них две большие квадратные буквы "ИЖ". Есть мнение, что именно оттуда пошел фирменный значок, стоявший и на мотоциклах, и на магнитофонах ижевского производства в советские более поздние годы. Тем самым мастера обозначили себя как Особые войска трудового фронта. Эдакий трудовой нейтралитет. Что в России творится, не наших умов дело – но мы ответственны за завод, и он, пожалуйста, работает четко по графику. Когда советская власть одолела Ижевско-воткинское восстание, именно эти офицеры (кто не успел уйти) оказались первыми в очереди на расстрел. И тогда, рассказывают, вышли простые работяги и мастера и закрыли "беляков" собой. Они заявили красным: не трогайте этих людей, где завод найдет еще таких специалистов! Чтобы наказать их, достаточно, мол, сорвать с них погоны Особых войск трудового фронта и снять чины. И так удалось отстоять жизни специалистов. А с ними – и жизнь завода. Может быть, это сказка (ведь известно, что предприятие три года после Гражданской войны бездействовало). Но какая благородно-красивая!.. Сердце Воткинска и его самое высокое сооружение – Благовещенский собор, тот самый, где крестили Петрушу Чайковского (о чем на стене храма имеется памятная табличка). Может быть, благодаря этой связи с великим культурным деятелем, которого советская власть не запрещала, храм уцелел. В том смысле, что не был разрушен на кирпичи или взорван. Как культовое учреждение он, конечно, после революции перестал функционировать, использовался и под зернохранилище, и под клуб. В порядке обязательного воздания долга уважения основателю Советского государства на площади перед храмом установили памятник Ильичу. Умилительное получилось соседство – Ленин словно только что вышел со службы и стоит, погруженный в эйфорию. Воткинцы считают, что такое устройство центральной площади является визитной карточкой только их города. Нет, подобные композиции встречаются и в других городах. Но черта любопытная, согласимся. Центральная площадь Когда я была в Воткинске, весной 2024 года, Благовещенский собор только что открыли после реставрации. При этих работах, как сейчас модно, оставили открытыми часть старинных фресок. В старину храм был весь расписан изнутри. И под его сводами произошла трагедия, память о которой долгие безбожные годы передавали из уст в уста. В российскую агиографию не так давно вписано два новых имени: священномученика Николая Чернышева и дочери его Варвары. Отец Николай, благочестивый батюшка и активный общественный деятель, пропагандировавший борьбу с пьянством и просвещение народа, до революции был уважаем всеми горожанами. Он рано овдовел. Детей Чернышев имел четверых, но лишь одна из них, Варенька, выпускница высших женских курсов в Казани, жила с отцом (вроде бы сознательно отказалась от замужества, чтобы не оставлять папеньку одного). Во время Ижевско-Воткинского восстания отец Николай продолжал исполнять долг пастыря, исповедовал умирающих, напутствовал тех, кто нуждался в утешении, а Варенька стала сестрой милосердия. И вот, когда красные были близко к Воткинску, горожане пришли к любимому пастырю и умоляли его бежать, предчувствуя, что приход большевиков закончится для священника плохо. Но отец Николай заявил: "Я свой пост не покину. Дочку забирайте". Но Варенька вновь отказалась покинуть отца. А когда его арестовали, дочь так вцепилась в отца, что ее не смогли оторвать. Так на расстрел с ним и пошла… Якобы тела потом захоронили благочестивые люди, а могилы отца-настоятеля и его дочери скрывали от властей, чтобы их не разорили. Только в новое время было открыто место захоронения мучеников: Нагорное кладбище рядом с Преображенским собором. Обнаруженные там мощи разместили в кафедральном соборе Воткинска, Благовещенском. Правая сторона интерьера церкви – мужская, там лежит отец Николай, левая – женская, там лежит Варенька в одежде сестры милосердия. Эти мученики особо чтимы воткинцами, даже теми, кто живет за рубежом. В этой легенде, судя по всему, многое правдиво. По крайней мере, существует полное житие священномучеников отца Николая и Вареньки. Оно сообщает некоторые подробности, оставшиеся за рамками драматичного предания, и дату канонизации отца и дочери: 7 марта 2018 года. Воткинские новомученики изображены вместе на иконе, стоящей на одном из центральных мест в храме. В наши дни в Воткинске сформировались новые религиозные традиции. Например, в Благовещенском храме принято "вживую" звонить в колокола на день рождения Чайковского и на День России. А в город часто приезжают на Крещение: купаться в роскошном Воткинском пруду. К слову, уникальная плотина этого пруда действует с момента основания и до сих пор. Но если в XVIII-XIX веках она приводила в действие все водяные колеса и давала энергию заводским цехам, то сейчас у нее этой функции нет, осталась другая: регулировать уровень воды в пруду. Благодаря правильной гидромелиорации в Воткинске не бывает наводнений и неконтролируемых разливов. В ночь на каждое 19 января в Благовещенском соборе начинается служба. А когда она заканчивается, хор батюшек выходит на улицу и с хоругвями и иконами идут крестным ходом вокруг пруда и поют псалмы всю ночь в любую погоду. Над городом поднимается звуковой купол. Как Владимир Высоцкий связан с Воткинском? Никак. Знаменитый актер, поэт и бард никогда не был в городе-заводе. Но именно провинциальный Воткинск может похвастаться тем, что располагает не просто памятником Высоцкому (за годы "без Высоцкого" монументы в его честь появились во многих городах бывшего СССР, а в Одессе его успели и поставить, и снести ), но и целым сквером его имени. Пожалуй, после музея Чайковского, это самая удивительная достопримечательность удмуртского города. Бронзовую скульптуру Владимира Высоцкого установили в 2016 году в парке около ДК "Юбилейный", который за годы перестройки пришел в запустение. Инициативу выдвинула общественная группа поклонников творчества барда. На открытии памятника Надежда Пермякова, одна из активисток, рассказывала журналистам, что сперва они попросили администрацию города присвоить одной из новых улиц имя Владимира Семеновича. Эту идею власти отвергли. Зато предложили для наименования пять других вариантов, включая этот самый заросший парк. А раз так, почему бы и не установить в этом сквере памятник имяреку?.. Для этого, конечно, пришлось попотеть и вложиться, приводя в порядок территорию сквера. Средства на преобразование собирали всем миром – и бизнесмены, и предприятия, и горожане внесли свою лепту. В зеленой зоне проложили дорожки, установили новые фонари и скамейки. И собственно бронзовый памятник, изготовленный ижевскими скульпторами Александром Суворовым и Дмитрием Постниковым. Высота изваяния – 2,4 метра, для бронзовой фигуры это немного. Потому Высоцкий стоит не над теми, кто приходит к нему, а словно бы общается с ними. Собственно, такого благожелательного эффекта и добивались создатели монумента. Они хотели передать не только портретное сходство – хотя над ним работали ответственно, смотрели все фильмы "с Володей", видеозаписи, фото и пр. В итоге образ Высоцкого был взят из фильма "Место встречи изменить нельзя", а "одета" скульптура в обыкновенный свитер, в котором бард чаще всего выходил на свои концерты, и с гитарой на плече. Но главное, что хотели транслировать инициаторы установки памятника – открытость артиста, его свободолюбие, творческую яркость. Все, за что мы так ценим Владимира Семеновича через столько лет после его ухода. А по периметру сквера с течением лет появились новые актуальные памятники: детям войны и героям так называемых локальных конфликтов. Не говоря уж о демонстрации отечественной оружейной мощи под открытым небом – артиллерии, танках и даже знаменитом "Тополе". Инициатива была оценена по достоинству. Открытие сквера и памятника посетили многие официальные лица республики, включая тогдашнего главу Александра Соловьёва. Он, кстати, признался, что и сам любит творчество Высоцкого и даже в свое время был обладателем одной из раритетных записей барда. На церемонию приехал Никита Владимирович Высоцкий и поблагодарил город за создание такой действенной памяти своего отца. Главная же изюминка сквера Высоцкого – четыре красных таксофона советских очертаний. В любой кабинке, сняв трубку и нажав на клавишу, можно услышать запись песен Высоцкого его голосом. Но тут не все так просто. Местные жители верят: прежде, чем "набирать номер", надо загадать желание или задумать некий важный для тебя лично вопрос. Высоцкий на него ответит песней!.. Пока наш экскурсионный автобус добирался до Воткинска, экскурсовод привела несколько примеров из собственной практики, когда песни прозвучали в точку и по ситуации. Мемориал в честь "Детей войны" В пророческом действии сквера Высоцкого мне и самой довелось убедиться. Я подумала об одной затруднительной ситуации – и услышала довольно редкую, по сравнению с "Конями привередливыми" или "Балладой о детстве", песню "Человек за бортом": Был шторм: канаты рвали кожу с рук, И якорная цепь визжала чёртом, Пел ветер песню дьявола — и вдруг Раздался голос: "Человек за бортом!" И сразу — "Полный назад! Стоп машина! На воду шлюпки — помочь Вытащить сукина сына Или там сукину дочь!" Да еще и не в часто исполняемом варианте!.. Помимо того, что композиция грубая, но оптимистичная, заканчивается полной победой добра и взаимовыручки: Правда, с качкой у них - перебор там, В штормы от вахт не вздохнуть, Но человеку за бортом Здесь не дадут утонуть! — я нашла в ней слово, которое только сама могла истолковать как намек. Рассказывать не буду, это слишком интимно. Однако стало очевидно: Высоцкий в своем иномирном бытии услышал меня и ответил мне. Это был, наверное, лучший итог поездки в Воткинск. В автобусе одна туристка спросила меня, довольна ли я предсказанием барда – и призналась, что ей спели тоже её личное. Как объяснить эту мистику, неизвестно. Может быть, новомученики помогают. Или харизма Высоцкого таких масштабов, что не умещается в небытии. Но город Воткинск точно стоит посетить впечатлительным и фантазийно настроенным натурам. Памятник погибшим в локальных войнах