"Анжелина была моим талисманом". Какие животные помогают бойцам СВО на передовой

Север и Высота

"Анжелина была моим талисманом". Какие животные помогают бойцам СВО на передовой
© ТАСС

В Хакасии, в селе Бондарево, живет Александр Кончаков — мужчина работящий, фермер и отец большого семейства. Его жизнь полна забот, причем хозяйство не вполне обычное: на его подворье живут волчицы Катя и Стрелка.

"Живу недалеко от леса, он совсем рядышком у нас. Охотники однажды принесли мне двух новорожденных волчиц. Им было буквально два-три дня отроду. Выходил, выкормил. Все свободное время провожу с ними, только на ночь закрываю в вольере. Я, наверное, как и многие мужики, люблю вечерами повозиться в гараже. Как наступают холода, они приходят ко мне: одна в кресло, вторая пакостит где-нибудь. Весной им уже по семь лет будет. К другому хозяину они уже не привыкнут никогда. Волк — не просто домашний питомец, а член семьи, член стаи", — рассказывает Кончаков.

Он и его друг Анатолий из Абакана почти каждый месяц уже на протяжении года отправляют в зону СВО гуманитарные грузы. Однажды в очередной поездке бойцы обратились к Александру с просьбой привезти им пару щенков. Мужчина с охотой согласился. Катю и Стрелку скрестили с лайкой — охотничьей породой собак. Помесь волка и собаки принято называть волкособом.

"Бойцы объяснили, что щенки им нужны для распознавания дронов. Они, волкособы, очень сильно отличаются от обычных собак — более развиты чутье и слух, не боятся звуков взрывов и выстрелов. Кормят их в основном мясом, как ни крути, природа их создала, чтобы есть мясо. Я их отправлял уже после всех прививок. Без прививок болеют они очень сильно. И погибают", — рассказал Кончаков.

"Даже у обычной собаки слух намного лучше, чем у человека. Она издалека может услышать тот же самый дрон. Самое главное — научить собаку реагировать на этот звук. Если это волкособы — естественно, у них природные инстинкты явно выражены. Допустим, услышал и пытается скрыться — показывает своим поведением, что будет сейчас какая-то опасность. Именно на природных инстинктах — для животного это несвойственный звук. Собаки, которые происходят от диких животных и домашних собак, ведут себя настороженно, потому что природные гены достаточно сильные", — рассказал начальник кинологической службы УФСИН России по Алтайскому краю Анатолий Логинов.

Без подготовки, рассказывает Александр Кончаков, отправлять щенков в зону боевых действий нельзя. Такие животные — больше волки, хоть внешне и похожи на собак. С первых дней жизни щенков он начинает брать их на руки, чтобы приучить к запаху человека, знакомит с "чужими" — гостями со всей страны, которые часто приезжают к нему на ферму. Приучать животных к громким звукам Кончакову помогают тяжелая фермерская техника и фейерверки.

Когда щенкам было два месяца, их отправили в зону боевых действий. По прибытии четвероногим дали имена — Север и Высота. Главная отличительная черта животных — острый ум. Александр гордится тем, что его питомцы стали настоящими бойцами на передовой, помогая "сослуживцам" выполнять боевые задачи. Он продолжает поддерживать связь с военнослужащими, интересуется здоровьем и успехами волкособов. По его последним данным, Север и Высота проходили "курс молодого бойца" и начали адаптироваться к новым условиям жизни.

Тем временем на ферме ждут пополнение — весной 2025 года появятся еще несколько щенков, двое из которых также отправятся в зону СВО. "Все говорят, что я сломал поговорку: cколько волка ни корми — все равно в лес смотрит. А я говорю, что волк смотрит только туда, где его любят", — уверен Александр Кончаков.

Как боевой питон о доме напоминал

Когда Игорь Черников с позывным Алтай из Горно-Алтайска отправлялся в зону СВО, он взял с собой не только рюкзак с экипировкой. Вместе с ним в бой отправилась необычная спутница — змея по имени Анжелина, "боевой" питон.

"В октябре 2022 года ушел в зону СВО в составе добровольческого отряда в запорожском направлении. С собой взял змею тайком, но понятно, что все время ее скрывать не будешь. Сначала я морально подготавливал ребят, спрашивал, как бы они отреагировали. И только потом уже открылся. Бойцы боялись, и это в зоне боевых действий! Там стреляют, мины взрываются — им не страшно, а тут змея", — рассказывает Игорь.

Со временем страх прошел, и змея стала объектом не только любопытства, но и забавных ситуаций. Мужчина вспоминает, как однажды бойцы спецназа ГРУ, проходившие неподалеку, подошли к его змее, пока Игорь ее выгуливал. Мужчины, привыкшие к опасности и трудным испытаниям, с интересом смотрели на питона, но вот взять его на руки решались с опаской.

"Это была моя связь, ниточка с домом. Когда зашел на передовую, первые полтора месяца с домом вообще связи не было никакой. Там у каждого есть свой талисман какой-то: кто-то игрушку берет, кто-то монету. Я считаю, что Анжелина была моим талисманом", — добавил Игорь.

Увлечение рептилиями у него началось давно. Сейчас дома у мужчины живут четыре змеи. Мужчина рассказал, что тигровых питонов, как правило, кормят раз в месяц, до полугода змея может не есть без вреда для здоровья. В основном питается животное грызунами и перепелками. Но в блиндаже, где служил Игорь, мыши не водились. Анжелина их отпугивала. Змеиная дружба оказалась полезной даже в таком практическом плане. Поэтому в зоне СВО питона мужчина кормил голубями, которых ловил сам.

"Приходилось иногда с ней в спальнике вместе спать. Бывало, похолодает — приходилось своим телом согревать. А так содержал в контейнере большом — импровизированном террариуме. На время боя оставлял ее в блиндаже. Когда возвращался из боя, испытывал радость. Если, так сказать, "на гражданке", когда домой приходишь, тебя встречают, то в зоне боевых действий этого ничего нет. Когда находился рядом с ней, всегда думал о доме", — вспоминает Игорь.

В мае 2023 года командировка закончилась, мужчина вернулся с Анжелиной домой, в Горно-Алтайск. Но, подписав новый контракт и вернувшись на службу, питона брать с собой не стал. Вместо этого жена сшила для него куклу-солдата, шею которой обвивал питон. Эта маленькая фигурка стала новым талисманом Игоря в следующей командировке.

Теперь мужчина вернулся домой к большой семье — жене, четверым детям и троим внукам. Он проводит встречи со школьниками, делясь с ними опытом службы и отвечая на их вопросы. Его "боевая подруга" Анжелина по-прежнему рядом. На этих встречах она становится настоящей звездой — дети часто просят с ней сфотографироваться.

Собака Варя

Варя еще щенком попала в артиллерийский батальон мотострелковой бригады. Рыжая, с крупными ушами, она сразу стала объектом внимания бойцов, которые ее дрессировали, кормили и, конечно, баловали. Варя с интересом изучала "сослуживцев", с большой любовью и вовлеченностью реагировала на команды, постепенно становясь настоящим другом и поддержкой военнослужащим.

Со временем собака научилась копать блиндажи, ходить на задания и стоять в дозоре. По рассказам военнослужащих, она была очень умной и общительной. В блиндаж к бойцам не заходила, а укладывалась в дверном проеме, протягивая через порог передние лапы.

"Хозяином этой собачки был наш земляк из Алтайского края с позывным Медведь. Причем он настолько полюбил эту собаку, что хотел ее отправить, как говорят, на "большую землю", сюда, на Алтай", — рассказывает директор барнаульского зоопарка Сергей Писарев. Но, к сожалению, вывезти собаку из зоны спецоперации не удалось из-за отсутствия ветеринарного паспорта, и Варе пришлось вернуться на позиции. 

Совсем скоро бойцы поехали получать снаряды, собака поехала с ними. "Во время погрузки мы не услышали звук камикадзе, а она начала лаять. Мы выскочили, побежали в разные стороны, а дрон в это время в нас полетел. Мы успели спрятаться, а Варя — нет. Осколок попал ей в живот. Мы минут 10 еще сидели ждали, когда другой дрон прилетит, они один за другим летают. Пока сидели, Варя истекала кровью. Потом товарищ подбежал к ней, уложил на колени. Но было поздно", — рассказал хозяин Вари.

Варю похоронили в Донецкой области. На родине бойца, в Алтайском крае, в барнаульском зоопарке собаке установили памятник — собака, навострив уши, смотрит в небо и протягивает лапу человеку. Во время отпуска военнослужащий приехал к месту, где установлен монумент, и надел на вытянутую лапу собаки ошейник — тот, который при жизни носила Варя.

"Эта история тронула не только меня, она тронула весь мир. Собака Варя, к сожалению посмертно, награждена международной премией "Мой ласковый и нужный зверь", — добавил Сергей Писарев.

Так животные, которые в мирное время дарят положительные эмоции, в самые тяжелые моменты становятся еще и незаменимыми помощниками, а иногда и спасителями, в самых суровых условиях оставляя место для проявлений гуманности и доброты.

Антонина Каршина