Священнослужители не видят "реального смысла" в праздновании старого Нового года

МОСКВА, 13 января. /ТАСС/. Празднование так называемого старого Нового года получило популярность в среде советской интеллигенции в качестве безопасной замены Рождеству, но после возвращения христианского праздника смысла в нем больше нет. Такое мнение высказал ТАСС клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.

Священнослужители не видят "реального смысла" в праздновании старого Нового года
© ТАСС

Так называемый старый Новый год традиционно празднуют в ночь с 13 на 14 января, православные верующие в это время продолжают отмечать рождественские святки. До введения в России в 1918 году григорианского календаря, так называемого нового стиля, на эти дни приходились даты 31 декабря и 1 января, когда в стране и праздновался Новый год.

"Популярным старый Новый год стал у позднесоветской интеллигенции как вариант легкой фронды, легкой бравады без серьезного вызова. Праздновать, например, Рождество в Советском Союзе было вызовом системе, и поэтому только по-настоящему убежденные верующие люди праздновали в СССР Рождество. А вот старый Новый год можно было праздновать всем, это такой легкий налет ностальгии о прошлом, некое представление самих себя как людей, знающих и любящих историю", - сказал Первозванский.

По его словам, этот праздник стал появляться в советских кинофильмах и приобретать популярность в стране, однако "с началом празднования Рождества более 30 лет назад его значение, мягко выражаясь, стремится к нулю". Как полагает священник, "реального смысла" в праздновании старого Нового года сейчас нет "ни с точки зрения гражданского, ни с точки зрения церковного календаря", а вспоминают этот праздник сегодня в основном "люди старшего поколения, каким-то образом праздновавшие его в позднем Советском Союзе".

Праздник святителя

Церковный публицист, настоятель храма святителя Василия Великого в деревне Зайцево Московской области протоиерей Владимир Вигилянский в свою очередь обратил внимание на то, что в день старого Нового года церковь празднует память одного из величайших христианских святых - святителя Василия Великого, жившего в IV веке в Каппадокии (на территории современной Турции). По словам Вигилянского, в православных странах есть разные традиции, посвященные этому дню.

Так, в Греции в честь святителя Василия 14 января принято готовить особый пирог. "Он называется "василопита" (хлеб святого Василия - прим. ТАСС) и делается с фасолью и сыром, - рассказал ТАСС Вигилянский. - В каждый пирог, который разрезается на восемь частей, кладется монетка. Это образ подарка Василия Великого для того, кому она попадется".

Как отметил священник, широкое празднование дня Василия Великого в России не слишком распространено, однако память этого святого всегда особым образом отмечают в посвященных ему храмах. "Такие пироги, которые пекутся как раз на старый Новый год в Греции, можно увидеть и у нас, если прийти к нам в храм. Так что если говорить о традициях этого дня, то применительно к Василию Великому они у нас есть. Это традиции 15 веков. Мы их возродили и исполняем", - сказал собеседник агентства.

Говоря о старом Новом годе, он заметил, что "в церкви в принципе гражданские праздники не отмечаются". "Но мы с пониманием относимся к любым праздникам как поводам к тому, чтобы проанализировать прошлое и подумать о будущем", - заключил Вигилянский.

Церковь и календарь

В дореволюционное время в России был распространен юлианский календарь, введенный древнеримским правителем Юлием Цезарем с 1 января 45 г. до н. э. Он на две недели "отставал" от григорианского календаря, который появился после реформы 1582 г. Папы Римского Григория XIII, скорректировавшего возраставшую разницу между астрономическим и календарным годом. Именно по этому календарю к началу XX века жила Европа. С приходом к власти большевиков в России также был утвержден новый стиль, при этом Русская православная церковь сохранила верность юлианскому календарю.

Во вторник, 14 января (1 января по старому стилю), православные верующие, помимо дня святителя Василия Великого, отмечают также Обрезание Господне. Этот праздник в церковном календаре называется "великим". Он установлен в память о том, как на восьмой день после рождения Иисус Христос прошел обряд обрезания, который был обязателен в Израиле для всех младенцев мужского пола как знак следования завету Бога.