На ВДНХ 19 января заканчивается показ спектакля конного театра "Мир на двоих"
Всего несколько дней до закрытия необычного "театрального сезона". В павильоне N42 на ВДНХ (Центр национальных конных традиций) идет спектакль "Мир на двоих". Артисты демонстрируют нечеловеческие таланты.
Морковка для Ататюрка
Нечеловеческий - определение, которое надо понимать буквально. На сцене срывают овации Лаванда, Санта Изабель, Ататюрк, Доминик и др. Это не сценические псевдонимы, а клички. Актеры - уэльские пони, орловские рысаки, ахалтекинцы, арабы и самая большая группа лошадей - русской верховой породы. В общем, полный Восторг. С большой буквы - потому что и это лошадка белорусской упряжной породы.
Спектакль Конного театра Кремлевской школы верховой езды представлен широкому зрителю в конце декабря 2024 года. Он об истории дружбы человека и лошади, поставлен по мотивам поэмы актера и поэта Дмитрия Беседы "Стихи о забытом друге".
Кажется, что лошади настолько вовлечены в представление, что думают, что они люди. Кланяются, танцуют. Вальяжно присев, наслаждаются игрой на скрипке (для них музицирует лауреат и дипломант международных конкурсов Полина Александрова). Конечно, от небольшого стимула в виде морковки не отказываются. А почему бы и нет?
Спектакль идет до 19 января. Желающим надо поторопиться: осталось два представления: 18 января в 18.00 и 19-го - в 16.00. Возможно, возобновят весной. Но человек предполагает, а жизнь располагает. Поживем - увидим.
От Америки до Африки
Первые лошади на нашей планете появились 50-55 млн лет назад. Мучить вас заумными названиями, которые им дали ученые, не стану. Их и не выговорить. Первые пралошадки больше походили на лисиц, затем в ходе эволюции "подросли" до размеров волков. А 5 млн лет назад стали такими, при виде которых каждый скажет: лошадь! Хотя и размером с пони.
Считается, что родина первых коней - Северная Америка. А Homo sapiens, человек современной анатомии, пришел в этот мир 300 000 лет назад, в Африке. Поэтому кто на Земле хозяин, а кто пришел к нему в гости - сами решайте. Было время, когда хомо сапиенсов было мало, а лошадей много. Сегодня наоборот, лошади медленно вымирают: и численно, и даже целыми породами. Сто лет назад на планете жили 130 млн лошадей и 1,8 млрд людей. Считаем: на одного коня 14 человек. Сегодня в мире 58 млн лошадей. А людей на планете 8,1 млрд. Выходит, что на каждого коня уже 138 человек! И в нашей стране лошадей все меньше. В Российской империи в 1914 году жили 35 млн коней и 165,7 млн людей. Сегодня - 144,4 млн граждан и 1,3 млн лошадок.
Это не плохо и не хорошо - неизбежно. Танки и тракторы сделали коней ненужными в поле и в бою. Но - немного грустно.
"В свое время лошадь была не роскошью, а средством передвижения и верным боевым товарищем, - отмечает гендиректор Кремлевской школы верховой езды Борис Петров. - Мне бы хотелось, чтобы современные всадники уважительно относились к коню. Знаете, лошадь без человека останется лошадью, а всадник без лошади не будет всадником".
И только в конных театрах торжествует справедливость. В спектакле играют артисты Конного театра Кремлевской школы верховой езды Аида Гаджимирзаева, Вадим Колодочкин, Полина Александрова, Мария Сулацкова, Инга Бессонова, Никита Трухин. Старший тренер - Раиса Шанина.
Возможно, пришло время создать сайт всех конных театров России
За счет участия юных красавиц хореографического коллектива "Альтаир" людей временами на сцене больше, чем лошадей. А временами - меньше. Есть сцены, где кони доминируют, особенно в номерах, где только Аида и Вадим.
Выделить какой-то номер сложно. Вероятно, каждый найдет что-то, что поразит его воображение. Например, "Пируэт лошадей" - синхронные повороты на задних ногах двумя лошадьми. Не забывайте, что перед вами не пони - лошадь весит до полутонны. Но ведь танцует, и как! Есть и особо весомый артист: владимирский тяжеловоз Галантный! Весит - под тонну. К счастью, на задних ногах не танцует. Но полноценно отрабатывает свою роль, получая заслуженные овации. В будущем году компанию Галантному на манеже составят советский и русский тяжеловозы - Ледник и Ричард. Сейчас "богатыри" только осваивают профессию артистов.
Вообще-то тяжеловозы не частые гости на театральных подмостках. Их выводили специально для работы, требующей силы и выносливости. Театральным дебютом в России тяжеловозов можно считать выступление немецкого берейтора Мартины Штеммлер Герузель на фестивале "Спасская башня". Было это в 2022 году.
Мартина выступала с кобылами Катюша и Шоколадка: выездка в стиле барокко. Деталь: 20 лет назад Мартина сломала позвоночник, оказалась прикованной к инвалидному креслу. Продолжала работать с лошадьми как тренер, и... Случилось чудо. Встала на ноги, вернулась в седло. Расскажите теперь, что лошади отнюдь не волшебники. И что нас, людей, они не исцеляют.
Ну ты и артист
В СМИ и блогосфере встречаются репортажи о конных театрах, где авторы пишут: "единственный в стране". Просто не знают, что их театр отнюдь не один.
Может, пришло время создать единый сайт всех конных театров России? Познакомятся, обменяются опытом, будут виртуально ходить (скакать) в гости? Такие театры есть во Владикавказе, в Абрау-Дюрсо, в деревнях Лепсари и Нестерково под Санкт-Петербургом, в Геленджике, в Сочи и др. регионах. Еще больше их за рубежом: парижский "Зингаро", Театр Благородной Лошади в Чикаго, китайский "Хэйлань". В Дубае - конный цирк Al Saheel. Есть и балет: спектакль "Как танцуют андалузские лошади" прославил Королевскую школу верховой езды в испанском Хересе. А "Балет белых жеребцов" в Вене от Испанской школы верховой езды удостоен высшего признания. Школу ЮНЕСКО объявило объектом нематериального культурного наследия человечества.
Нам думать о признании на уровне ЮНЕСКО, пожалуй, еще рано. Но конный балет в России определенно не будет лишним.
Прямая речь
Кузнец, берейтор, коновод
- Каким видите завтрашний день Центра национальных конных традиций? - спрашиваю идейного вдохновителя Центра Сергея Хлебникова.
- Чтобы предметней планировать будущее, необходимо чувствовать твердую почву под ногами, - говорит Сергей Дмитриевич. - Это чувство появилось и крепнет с возведением на ВДНХ большого манежа, с обсуждения проектов реконструкции выводных полей и крытого трибунного комплекса. Конечно, все, чем мы уже занимаемся (демонстрация отечественных пород лошадей, проведение конных соревнований традиционных для народов нашей страны, показательные выступления команды по джигитовке и кордео), будет на возводимых объектах более масштабным и зрелищным. И, что радует особо, - круглогодичным и всепогодным.
Думая о развитии ЦНКТ, наша команда учитывает и лучший мировой опыт.
Признанные конные школы ("Сомюр", Херес, Вена) являются предметом национальной гордости и очень привлекательны для туристов. Конечно, и у нас появляется замечательная возможность создавать новые программы и демонстрировать именно российское конное шоу, свой котильон. В недалеком прошлом, еще до создания ЦНКТ,наши всадники выступали и в регионах России, и в Испании, Франции, Германии и Великобритании. Успех был ошеломительный, сам тому свидетель! В планах также подготовка берейторов, коноводов и кузнецов. Это еще одно из важных перспективных направлений работы Центра национальных конных традиций.