Перевозчиков нефтепродуктов хотят обязать иметь при себе боны и сорбенты

Российское экологическое движение (РЭД) направило письмо президенту России, в котором предлагает обязать перевозчиков нефтепродуктов возить с собой боны (специальные заграждения. - Прим. "РГ") и сорбенты, чтобы минимизировать последствия при разливе. Также на базе минприроды предлагается создать центр восстановления популяций животных, а в регионах организовать специальный запас спецзащиты для волонтеров и разрешить автоматически вводить режим ЧС в случае аварий в водах федерального значения. Копия письма есть в распоряжении "Российской газеты".

Перевозчиков нефтепродуктов хотят обязать иметь при себе боны и сорбенты
© Российская Газета

В середине декабря танкеры "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" потерпели крушение в Керченском проливе. Один из моряков погиб, остальных эвакуировали. По информации экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тыс. тонн мазута. В результате крушения в воды Черного моря попало около 2,4 тыс. тонн нефтепродуктов, которые начало выносить на побережье. Введен федеральный режим ЧС. По данным минприроды, сейчас уборкой побережья занимается более 7 тыс. человек, мазут можно встретить на 63 км пляжа. С побережья уже вывезли более 102 тыс. тонн загрязненного мазутом песка и грунта, из них 37 тыс. 429 тонн отправлено на утилизацию, отметили в министерстве.

Более 7 тысяч человек сейчас занимаются очищением побережья

Эксперты Российского экологического движения в своем обращении к президенту отмечают: крушение в Черном море показало, что в системе предупреждения аварий, уменьшения их масштаба и качестве реакции на чрезвычайную ситуацию есть недочеты и недоработки. Поэтому организация предлагает обязать суда, которые перевозят более 500 тонн нефтепродуктов, иметь специальные автоматически разворачивающиеся боновые заграждения и запас сорбентов, обеспечивающих хотя бы частичную локализацию и минимизацию разливов топлива и вредных грузов даже в случае затопления судна.

Член комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир Лифантьев считает, что оснащение таких судов бонами во время аварии действительно способно локализовать распространение мазута. "Из-за того, что у танкеров типа "Волгонефть" якорь находится на носу, во время высокой волны судно разламывается. Такие случаи были и до ситуации в Керченском проливе в декабре. В каких-то ситуациях и наличие бонов и сорбентов может помочь. Но перекладывание ответственности за ликвидацию ЧС на команду может привести к жертвам среди людей", - полагает он.

Также РЭД предлагает автоматически вводить режим ЧС федерального уровня, если авария произошла на водных ресурсах федерального значения и объем возможного загрязнения может превысить 100 тонн. При этом, отмечают экологи в письме, опыт Анапы показал, что тысячи волонтеров готовы принимать участие в спасении людей и животных, выполнении работ по ликвидации последствий. Поэтому предлагается организовать региональные центры по подготовке волонтеров для спасения и защиты природных объектов.

По итогам ликвидации последствий ЧС предлагается проводить оценку ущерба объектам дикой природы и формировать программы восстановления основных популяций насекомых, животных, птиц и эндемичных растений за счет средств виновника аварии. "Для реализации этого предложения в рамках минприроды создать центр реабилитации популяций и направить часть страховых выплат от аварий", - отмечают в РЭД.

Член президиума по экологической безопасности судебно-экспертной палаты РФ Анастасия Лигай отмечает, что научная оценка типичных последствий нефтяного разлива показывает, что, хотя на уровне отдельных живых организмов наносимый вред может быть достаточно весомым, для популяций в целом характерна более высокая устойчивость. С течением времени в результате работы естественных процессов восстановления вред нейтрализуется, и биологическая система возвращается к нормальной жизнедеятельности, добавила она.

На создание центра реабилитации животных предлагается направить средства виновников аварии

"Содействие процессу восстановления оказывает сбор нефти в рамках тщательно спланированных операций по очистке. В некоторых случаях этот процесс можно ускорить за счет дополнительных, тщательно продуманных мер по восстановлению. Практика показывает, что лишь в редких случаях имел место долгосрочный ущерб, в основном же даже после обширных нефтяных разливов можно предполагать, что загрязненные места обитания организмов и морская жизнь восстановятся в течение нескольких сезонных циклов", - говорит Лигай.

МЧС

Дорожные строители приступили к прокладке пути к аварийному танкеру, который в середине декабря сел на мель в Керченском проливе.

Помимо этого продолжаются работы по мониторингу акватории и прибрежной полосы. С воздуха территорию осматривают с вертолетов МЧС и Росгвардии, а также задействованы боевые разведывательные беспилотники.

Сейчас, по сообщению местных властей, к счастью, не обнаружено новых очагов крупных пятен мазута в прибрежной зоне Крыма. Фиксируются лишь выбросы небольших фракций, но, к сожалению, по всей береговой линии.

А с пляжей Анапы вывоз загрязненного мазутом грунта уже завершается. Уточняется, что на многих участках специалисты и волонтеры перешли к деликатной уборке — просеиванию песка для отделения его от застывших капель мазута. Очистка началась и на восточной части Бердянской косы в Запорожье.

Подготовил Тимофей Борисов