Картина «Иван Грозный убивает своего сына»: кому она не давала покоя

Кто-то увековечивает свое имя, создавая нечто прекрасное, кто-то остается в истории, благодаря порчи чего-то прекрасного.

Картина «Иван Грозный убивает своего сына»: кому она не давала покоя
© Русская семерка

Пьяный вандализм

Портлендская ваза – уникальный пример древнеримского искусства. Она была изготовлена в далеком первом тысячелетие до нашей эры, из тонкого синего стекла, на котором барельефами изображены поэтические образы. Искусствоведы до сих пор не могут понять, какая символика скрывается за «портлендской росписью». История ее создания и обнаружения тоже покрыты тайной. Впервые о ней упоминается в эпоху Ренессанса, когда она попала в руки римскому кардиналу Франческо дель Монте – ценителю искусства. После долгих скитаний ваза была куплена английским герцогом Портлендским, от имени которого получила свое название. Для пущей сохранности редкого произведения – портлендское чудо передали в Британский музей, куда 7 февраля 1845 года пришел некий Уильям Ллойд, «изрядно «навеселе». «Великому ценителю» ваза пришлась не по вкусу – швырнув экспонат на пол, он разбил сосуд на «тысячи кусочков». Говорят, в объяснение своего странного поступка Ллойд ответил, что хотел посмотреть, как бьется столь древняя ваза.

Добрая прихожанка

Интересный случай вандализма произошел близ испанского города Сарагоса. В одной из церквей местного прихода висела уникальная фреска XIX с изображением Христа – «Ecce Homo». Время не щадит ничего, поэтому цвета на старой картине выцвели, а краска немного осыпалась. Одна добрая бабушка решила «помочь» произведению искусства и восстановить былой вид фрески. Бабулька вооружилась набором кисточек и красок, пришла в церковь и «отреставрировала» уникальную икону, правда, художником она никогда не была. В результате, цвета она восстановила, только с иконой «Ecce Homo» больше не имела ничего общего. Со стены на прихожан смотрело «нечто».

«Даная» и маньяк

Беспрецедентный случай вандализма произошел в 1985 году со знаменитой картиной Рембранта «Данаей». В этом произведении заключена повесть о счастье и горе великого художника. Первой женой Рембранта была девушка Саския, которая стала моделью для «Данаи», написанной спустя два года после долгожданной свадьбы. Но, нет ничего вечного – любимая жена умерла молодой после неудачных родов. Спустя некоторое время, художник сошелся с Гертье Дикс, которая потребовала перерисовать «Данаю» - слишком уж она была похожа на Саскию. В нынешней «Данае» изображены две женщины знаменитого голландца – любимая жена и назойливая любовница, которую он, впоследствии, отправил в тюрьму. Вернее, были изображены – в конце прошлого века бесценное полотно было облито кислотой и порезано ножом Бронюсом Майгисом, который толком так и не смог объяснить, зачем он это сделал. Говорят, что перед своим поступком он крикнул «Свободу Литве!», но литовцы этот факт отрицают – надругательство над знаменитым полотном и дорога к независимости – разные вещи. Брюнос не оказал никакого сопротивления при задержании, после судебного разбирательства его признали шизофреником и отпустили. Картину восстановили реставраторы, но ценители искусства говорят – «Даная» умерла – в ней больше нет чувств художника.

«Иван Грозный убивает своего сына»

Интерес вандалов не обошел и сокровища русской культуры – столь известная сегодня картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» тоже подвергалась нападкам недовольных зрителей. Например, Александр III, когда увидел полотно на выставке, приказал сию минуту его снять, а 16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом, после чего лица изображенных на картине Иванов Илье Репину пришлось писать фактически заново. После происшествия, тогдашний хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о вандализме, бросился под поезд.

Покушение на Мону Лизу

Знаменитое произведение Леонардо да Винчи вызывает в людях не только восхищение, но и деструктивное начало. Иначе, как можно объяснить постоянные нападки, которым подвергается Мона Лиза. В 1956 году мужчина облил самую дорогостоящую картину мира кислотой, а спустя двадцать лет в Токио очередной безумец попытался облить картину краской. Несколько лет назад в Лувре наша соотечественница бросила в нее керамическую кружку. Сегодня творение Леонардо находится под специальным бронированным стеклом, чтобы «неповадно было».

Церковь в Фанфорте

Иногда люди предпочитают уничтожать собственную культуру, как это случилось со знаменитым Варгом Викирнесом, норвежским металлистом. Увлекшись неоязычеством бывший Кристиан поменял имя на Варга, что по-норвежски обозначает «волк» и, решив уподобиться средневековым викингам, начал поджог христианских церквей. «Свет несет только та церковь, которая горит» - комментирует свои действия сам Варг, считая, что истинная религия Скандинавии, по-прежнему, язычество. Одним из его жертв считают уникальный памятник деревянного зодчества – церковь в Фанфорте XII века.

Копенгагенская русалочка

Знаменита история скульптуры русалочки в Копенгагене, которая стала местом паломничества для современных любителей «отличиться». Известны, как минимум, 7 атак на «морскую леди». Впервые вандалы положили на нее глаз в 1961, облив скульптуру краской. Некоторое время спустя, ей подрисовали нижнее белье, а в 1963 обезглавили! Впоследствии, через 30 лет датский писатель и художник Йорген Наш признается в своих мемуарах, что это он отпилил голову памятнику, а потом утопил ее в ближайшем озере. Правда, он так и не объяснил, чем она ему помешала. Идея «отрубленной головы» оказалась привлекательной, и в 1998 году памятник снова обезглавили, в 2003 году отпустили «в свободное плавание». Почему несчастная скульптура так привлекает вандалов, понять никто не может. Может, в этом заключается «ритуал инициации» мировых вандалов? Последний раз на русалочку нападали в 2007 году, когда на глазах у туристов ее стали раскрашивать в розовый цвет. Каким будет продолжение этой истории?