В Петербурге вспоминают Владимира Проппа, научившего нас правильно читать сказки

У первобытных людей были свои жестокие способы "умирать" и "рождаться" заново. Ученые называют это "обрядом инициации". Больше всего доставалось мальчикам-подросткам - они будущие охотники, мужчины, главы семейств, им и путь держать в загробную жизнь, там можно заполучить звериные нюх и слух и научиться понимать язык животных.

В Петербурге вспоминают Владимира Проппа, научившего нас правильно читать сказки
© Российская Газета

Для сдачи первобытного "ЕГЭ" парней уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, кормили галлюциногенными растениями. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.

Вход в царство мертвых охраняла Баба-яга. По крайней мере, древние в этом были убеждены. Жила Яга в избушке на курьих ножках. Каких таких курьих? Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одно несомненно - это были срубы на сваях, и стояли они на опушках.

Откуда мы все это знаем? Во многом, благодаря знаменитому советскому исследователю фольклора Владимиру Проппу. Это он научил нас правильно читать и понимать русские сказки.

Так, кто же такая Баба яга? Вчитаемся в те же сказки, как там описана ее внешность? "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая", "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос". Что все это напоминает? И тут снова обратимся к выводам Проппа: "Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она - мертвец". Отсюда в сказках появились и костяная нога - нога скелета, - и слепота старухи.

Другими словами, избушки на курьих ножках не просто так ставились на опушках, это были границы двух миров - живых и мертвых. Дверью они были повернуты к лесу - миру мертвых.

Обо всем этом во всех красках и деталях можно узнать на выставке к 130-летию Владимира Проппа, что открылась в Государственном музее истории религии. Там же расскажут, кто еще охранял пограничье миров? Как героям помогали пройти испытания клубок, ларец или конь? Что делает волшебные сюжеты такими узнаваемыми, и как читателю понять их глубинный смысл?

На выставке представлены труды Проппа, архивные документы и фотографии, иллюстрации к сказкам, предметы декоративно-прикладного искусства, куклы, музыкальные инструменты, козульные печенья - всего около 50 экспонатов.

Из того, что наиболее интересно- письмо Проппа директору Музея истории религии и атеизма В. Д. Бонч-Бруевичу (1954 г.), картина "Первая встреча молодых" (К. В. Лебедев, 1911 г.), офорт "Баба Яга" (Б. П. Забирохин, 1979 г.), богатырский кистень (XIX в.), кобыз со смычком и другие.

Отдельная тема выставки - непростая судьба Владимира Проппа, которого в разгар борьбы с формализмом изгнали из Академии наук, обвинив в идеализме, антимарксизме, тяге к мистицизму и религиозности идей. Одним из аргументов было отсутствие ссылок на труды Максима Горького, который также занимался изучением фольклора и полагал, что сказочные сюжеты представляют собой мечту "угнетенного человека" о лучшей жизни.

И все-таки на мир сказок мы сегодня смотрим глазами Проппа, а без его фундаментальных работ - "Морфология сказки", "Исторические корни волшебной сказки", "Русский героический эпос" и "Русский аграрный календарь" - невозможно представить отечественную филологию. "Его научные взгляды и открытия до сих пор вызывают интерес как у профессиональных исследователей, так и у обычных читателей", - убеждены в музее.

Выставка "Сказки и не только" работает до 6 апреля.

ДОСЛОВНО

Владимир Пропп:

"Литература никогда не имеет ни малейшего влияния на жизнь, и те, кто думают, будто это влияние есть и возможно, жестоко ошибаются. "Ревизор" не действовал на взяточников, а статьи и воззвания Толстого о смертной казни не остановили ни одного убийства под видом казни, а у нас казнены уже миллионы, а палачи возведены в газетах в герои… Литература сильна тем, что вызывает острое чувство счастья. И Гоголь велик не тем, что осмеял Хлестакова и Чичикова, а тем, как он это делал, так, что мы до сих пор дышим счастьем, читая его. В этом все дело, не в том, что, а в том, как. А счастье облагораживает, и в этом значение литературы, которая делает нас счастливыми и тем подымает нас".