Крещенские обычаи: как гадали на картинах известных художников

По народным поверьям, Святки считались лучшим временем для разного рода гаданий. Поэтому с Рождественского Сочельника 6 января по Крещение 19 января люди пытались заглянуть в будущее. Это весёлое и загадочное время вдохновляло художников на удивительные картины, по которым сегодня можно яснее представить себе ту древнюю традицию.

Крещенские обычаи: как гадали на картинах известных художников
© Российская Газета

Карл Брюллов "Гадающая Светлана"

Эта картина 1836 года была вдохновлена знаменитой балладой Василия Жуковского "Светлана". Художник выбрал для сюжета самое начало одного из самых пугающих ритуалов. Девушка всматривается в зеркальную гладь со свечой в руке, в надежде увидеть там суженного.

Тёмные и насыщенные цвета картины подчёркивают напряжённый взгляд девушки, на светлом лице которой видны волнение и надежда. Обратите внимание на нарядный сарафан, кокошник и нитку бус, струящихся по ее шее. Художник намеренно изобразил Светлану в наряде, словно приготовленном для встречи с настоящим женихом.

Константин Маковский "Святочные гадания"

Это более умиротворённая картина, наполненная ярким светом и улыбками весёлых девушек. Маковский написал эту работу со свойственной ему детализацией.

Во-первых, обратите внимание на палитру цветов на картине. Вокруг задремавшей в левом углу бабушки художник сконцентрировал холодные и тёмные тона. Ведь ее ожидания и мечты давно в прошлом. Чего не скажешь о юных красавицах, которых художник окружил красными и золотыми переливами.

Большая часть молодых девушек наблюдает за петухом, склёвывающим зёрнышки с пола. По количеству съеденного птицей угощения можно было предположить, как скоро выйдет замуж девушка, рассыпавшая зерна. А если пернатый не прикасался к еде, которую приготовили участницы посиделок, это сулило испытания в новом году.

Алексей Венецианов "Гадание на картах"

В XIX веке особенную популярность приобрело предсказание судьбы с помощью карт. Таким образом в будущее пытались заглянуть люди всех сословий - от дворянства до крестьянства. На картине 1842 года, написанной в деревне в Тверской губернии, автор любуется народным бытом и традициями.

Здесь изображены две юные крестьянки, одна из которых явно умеет раскладывать карты на будущее. В этой работе нет мистицизма и драмы, которые отличают другие работы о гаданиях. Тут скорее уютная обыденность сельских девичьих посиделок. Кстати, лицо девушки не зря озарено надеждой. Ведь ей выпал бубновый туз, а значит она совсем скоро получит долгожданное письмо или известие.

Николай Пимоненко "Святочное гадание"

Этот художник был известным передвижником и большим любителем жанровой живописи, для создания которой он глубоко погружался в традиции и обряды жителей Малороссии. Самое популярное - гадание на воске - он изобразил максимально наглядно.

Собравшись вместе, девушки топили свечи над водой, задавая свой вопрос. А затем вынимали получившиеся причудливые формы и рассматривали тень от них на ближайшей стене. Исходя из местных поверий, подруги трактовали символы, которые должны были подсказать им будущее.

Пимоненко удалось передать на лицах девушек девичью игривость и предвкушение хороших новостей. На полотне яркими световыми акцентами изображены фигуры девушек в нарядных народных костюмах, подчёркивающих их юность и свежесть. Кстати, автор картины был учителем самого Казимира Малевича.