Ветеран авиазавода в Воронеже Николай Иванов отметил рекордный юбилей
За свои 100 лет Николай Яковлевич Иванов кем только не работал: слесарем в цехе и председателем колхоза, заведующим турбазой и комбинатом общественного питания. Даже предпринимателем пробовал стать, встретив 1990-е в пенсионном возрасте, но еще с молодой энергией. Однако все дороги жизни возвращали его на Воронежский авиационный завод. Старейший из ветеранов предприятия, основатель большой трудовой династии отметил столетие.
Родных он охотно принимает в гости, но живет один - ценит самостоятельность. Утро начинает с зарядки. "Раз-два-три", - бодро приседает, держась за край стола, отжимается пять раз и отправляется на пешую прогулку. Длинный маршрут от дома на Баррикадной к окружной дороге и обратно еще пару лет назад давался ему легко. После перенесенного в 2022-м ковида сил поубавилось. Но Николай Яковлевич поблажек себе не дает.
"Мне повезло", - то и дело повторяет он, рассказывая о прошлом. Да только ли в везении дело?
Характер ковал у станка
Вырос Николай Иванов в крохотной Новоаленовке под Воронежем. Стал восьмым ребенком в семье. Отец был вдовцом с шестью детьми, мама осталась одна с сыном на руках в Первую мировую. Опаленные горем люди создали крепкую семью, в которой родились еще четверо малышей. Все были приучены к труду, умели замечать нужды ближних. Для заработка выращивали клубнику. Этот промысел здорово выручал потом и Николая Яковлевича, и его детей и внуков.
Детство выдалось голодным: ели жмых, жарили ракушки. После семилетки Иванов мечтал поступить на ФЗО - не сложилось. В 15 лет - в 1939-м - попал на завод № 18. Каждое утро топал семь километров до Колодезной, откуда отходила электричка. Воронежцы тогда строили серийные бомбардировщики Ер-2 и Ил-4. С начала 1941 года наладили выпуск Ил-2, ставшего самым массовым советским самолетом Второй мировой. А 20 сентября на завод упали первые бомбы…
Основателя большой трудовой династии все дороги жизни возвращали на родное предприятие
- Всех закрыли в цехе, не выпускали. Нам, пацанам, ничего, а кто постарше, перепугались, один здоровенный мужик залез под верстак - до сих пор удивляюсь, как он там поместился, - вспоминает Николай Яковлевич.
Воронеж бомбили чуть ли не каждый день, а самолетов-штурмовиков Красной армии требовалось все больше. Ветеран помнит, как спешно готовились к эвакуации: грузили в эшелон станки, оборудование и людей. Заново разворачивали производство на станции Безымянка в 20 километрах от Куйбышева, работая по 12 часов, недоедая и замерзая.
Николай жил в коридоре школы, потом переехал в барак. Продуктов, которые выдавали по карточкам в заводской столовой, не хватало. Он постоянно думал о еде… и о симпатичной клепальщице Маше. Девчонка из-под Сызрани тоже работала с 15 лет, помогала матери. В 1941-м у нее погиб под Ленинградом отец, надо было прокормить троих братьев и двух сестер. После Победы Марию и Николая наградили медалями за доблестный труд. Они поженились, жили в Куйбышеве, где родилась их первая дочка Тамара, а в 1951 году вернулись в Воронеж. Рабочего тепло приняли на родном авиазаводе.
Вскоре Ивановы получили служебную однушку недалеко от предприятия. Подружились с соседями - семьями летчиков-испытателей Вобликова и Ларионова. Когда родилась младшая дочка Женя, наняли няньку из той самой Новоаленовки: молодые матери работали наравне со всеми, даже по субботам.
- В Шуберку, куда на лето выезжал заводской детский сад, мама наведывалась в выходной, привозила бублики и конфеты. Брала меня погулять и сразу засыпала на травке. Я ей: "Мам, мам" - а не добудиться, так уставала! - рассказывает Тамара Николаевна.
Что посеешь, то и пожнешь
В 1955-м Николая Иванова по разнарядке обкома партии отправили поднимать сельское хозяйство. Назначили председателем колхоза "Путь Ленина" в Нижней Катуховке. Сначала он снял угол у местной бабушки, позже получил в пользование полдома. Большая комната с русской печью посредине - и все: ни света, ни бани, ни хозяйства. Даже чугунка и ухвата не было.
С нуля организовал и свой быт, и колхозный. Провели электричество, подключили проводное радио, построили водопровод. К весне по дворам раздавали колхозных утят, которых летом люди возвращали на выгул.
Дочерям председатель наказывал строго: не выделяться! До школы девочки добирались не на председательской "Волге", а на прицепленных к трактору телегах, вместе с сельской ребятней примостившись между флягами с молоком. Назад шли 13 километров - в темноте, по грязи или снегу.
Женя раз без спросу набрала у соседа в подол огурцов - показались слаще, чем свои. "Где взяла? Отнеси назад!" - насупился отец. Ругать не ругал, да и некогда было: с утра до ночи пропадал то на жатве, то на уборочной, на газике колесил по деревенским ухабам. Однажды позвал дочерей в поле на лыжах - не покататься, а проверить, прикрыл ли снег озимые.
Николай Яковлевич всегда был принципиальным. Свой дом - четыре комнаты, кухня с печкой - построил на кровные, заработанные. Отпускать его не хотели, переизбирали трижды. Когда через 13 лет Иванов все же вернулся в Воронеж, имущества с собой не взял: с чем приехал, с тем и уехал.
С полной отдачей
В городе семья первое время жила у родных в частном доме на Монастырке. А под новый, 1969 год получили квартиру в микрорайоне ВАИ, почти что в сельской местности. Рядом были колхозные поля и конезавод, да и улица называлась подобающе - Совхозной. Сейчас она носит имя авиаконструктора Туполева.
Николай Яковлевич работал мастером в цехе № 26, а летом его направляли заведовать заводской турбазой "Сосновый бор". В начале 1970-х Иванов возглавил комбинат общественного питания, который обеспечивал 18 столовых в цехах и подведомственные школы.
- На одном заводе 30 тысяч человек - и всех накорми! В моих руках снабжение, приготовление, заготовки… У завода тогда овощехранилища свои были: закладывали на зиму лук, картошку и морковь, солили капусту, огурцы и помидоры. Я заключал договоры о поставках, как руководитель ежедневно проверял раскладку в блюдах, сам все пробовал. Как-то в неурожай завод закупил картошку в Польше. Везли по железной дороге составами. И что вы думаете? Все вагоны в колорадском жуке! - смеется Николай Иванов.
Работа в снабжении - дело хитрое. Но он ручался за каждый грамм, к тому же совсем не пил. Заводское начальство - а Николай Яковлевич возглавлял комбинат при трех директорах - ему доверяло. На излете советской эпохи к воронежским авиастроителям регулярно наведывались иностранные делегации. Их обслуживали в специальном банкетном зале кафе "Полет".
- Сами закупали продукты, сами готовили. Когда встречали афганского лидера, его супруга заказала белое седло барашка. Искали по всему городу! - вспоминает Николай Иванов.
После перестройки он попытался заняться коммерцией, взял в аренду кафе. Но дело не пошло, оказалось не по характеру. И в новое тысячелетие он, уже разменявший восьмой десяток, шагнул вместе с авиазаводом, где работал дежурным.
На том же предприятии трудились его братья и сестры, их супруги и сыновья. В отделе новой техники и реконструкции до пенсии работала дочь Тамара, в отделе рационализации и изобретательства - дочь Евгения, в отделе главного энергетика - ее муж. Пошла на завод и внучка Елена. У Николая Яковлевича растут правнуки и праправнуки. На склоне лет ветеран по-прежнему беспокоится о любимом заводе, надеется, что там сохранят ту заботу о людях, которой запомнился коллегам и подчиненным он сам.