Любовь и голуби. Как живет осетинская семья, где больше века разводят птиц
Голуби во дворе дома недалеко от набережной Владикавказа, кажется, были всегда. Семья Поповых разводила тут пернатых еще до революции. Эта традиция пережила множество испытаний, включая Гражданскую войну, репрессии, Великую Отечественную и перестройку, оставаясь неизменной частью нескольких поколений владикавказцев.
Птицы мира
— Еще в начале XX века этот дом принадлежал только нашей семье, — рассказывает Александр Попов. — Здесь были пекарня, продовольственный магазин, а во дворе нашлось место для голубятни. Именно мой дед Владимир Александрович первым увлекся разведением этих пернатых и привил любовь к ним моему отцу.
После прихода советской власти в дом вселили еще 20 семей, но все они полюбили голубей, говорит Александр Леонидович. Он и сам проникся к птицам с самого детства. Настолько, что однажды родители хотели распилить голубятню на дрова, решив, что увлечение мешает учебе сына.
Не помогло. Маленький Саша не только сохранил любовь к голубям, но и привил ее своей внучке Маше.
— В прошлом году, когда дедушка лежал в больнице из-за проблем с сердцем, я стала присматривать за его питомцами, — делится Маша, внучка Александра Попова. — А потом поняла, почему дедушка так к ним привязан. Они необыкновенные! Не зря же их назвали птицами мира.
Маша учится в православной гимназии, а все свободное время проводит с дедушкой, ухаживая за голубями. За короткое время Маша многому научилась и стала настоящим профессионалом. Своими увлечением девочка делится в личном блоге.
Аристократы и дикари
— Раньше в Осетии насчитывалось свыше 100 пород голубей. Теперь люди видят и знают только обычных уличных — это дикари. Они и к нашим птицам прилетают, но мы вынуждены их прогонять. Дикие птицы по природе сильнее, выносливее, могут быть разносчиками вирусов, поэтому питомцев приходится оберегать от них, — поясняет Александр Леонидович.
В голубятне Поповых около 50 птиц разных пород. Персы, например, могут играть в воздухе, делать кувырки и даже драться. Эта порода когда-то украшала коллекцию Эмира Бухарского, добавляет голубевод.
— Бакинцы выносливы и являются рекордсменами по нахождению в воздухе. Эта порода была специально выведена голубеводами Баку, — говорит Александр Леонидович. — Рассказывают, что птиц вывозили далеко в море, после чего отпускали. Слабые погибали, не долетев до берега, а самые выносливые добирались до дома, где их скрещивали с такими же сильными голубями.
Бакинские голуби — хорошие кормильцы, добавляет Маша, они и за своими птенцами смотрят, и чужих кормят. Голуби-«аристократы», напротив, плохо заботятся о потомстве и очень капризны. Не могут сами кормить птенцов и некоторые короткоклювые породы.
— Приходится подкладывать малышей к птицам других пород, с длинным клювом и хорошо развитым материнским инстинктом, — объясняет внучка Александра Леонидовича.
Седина в перья
— У меня был голубь, который прожил 19 лет. Это достаточно долго для птицы, — вспоминает Александр Попова. — Говорят, птицы не седеют, но у этого голубя к старости все перья стали белыми. Удивительно, но это правда.
Голуби не только седеют, но и болеют. За пернатыми нужен особый уход, они даже могут простудиться, делится Маша.
— Особая напасть — вертячка. Обращали внимание, что некоторые птицы сильно и часто крутят головой, выворачивают шею? — говорит девочка. — Эта болезнь поражает нервную систему птиц, оттуда и странные движения. Плохо, что мало орнитологов. Приходится самим изучать, как и чем лечить голубей.
Другая угроза — хищные птицы. Несколько лет назад на телебашне поселились ястребы. Они охотились на голубей, из-за чего птиц пришлось держать в закрытых вольерах.
Правило голубеводов
— У голубеводов есть негласное правило, — смеется Маша. — Если чужой голубь прилетел к тебе, теперь он твой. Если объявится хозяин, то он может его выкупить. Конечно, хозяин может его выкупить, но обычно все заканчивается «мирным договором».
Завести пернатого питомца можно и более простым способом — купить. В советские годы голубей продавали на большом базаре во Владикавказе, куда съезжались заводчики из разных регионов страны.
— Сейчас в республике осталось мало голубеводов, но мы поддерживаем друг друга. Раз в месяц открывается птичий рынок в Беслане, — говорит Александр Попов. — Сколько стоят голуби? Одних можно купить и за 500 рублей, а в среднем около 3−5 тысяч, но коллекционеры готовы платить миллионы. Например, в 2019 году в Бельгии «гоночного» голубя по кличке Армандо продали за 1,25 млн евро.
Но и питомцы Поповых — не просто птицы. Для осетинский семьи они — символ фамильной традиции.
— Вы не поверите, но осетинский сыр — любимое лакомство наших голубей, — улыбаются Поповы. — Конечно, мы их не каждый день балуем. Но вы бы видели, как они сметают этот сыр! Так и живем. С любовью к нашим пернатым. Из поколения в поколение.